10 лучших альбомов фирмы «Мелодия»

La Musique Sovietique. От Паланги до Гурзуфа. L'ete 1969 (2005)

История почти детективная, хоть я в нее и не верю. В 1969 году якобы вышло постановление Совета Министров РСФСР, согласно которому сборник пляжной музыки для летнего отдыха зарубежных гостей подлежал размагничиванию. Музыкальный редактор «Мелодии» Владимир Рыжиков спрятал ленту. Сборник был случайно обнаружен в 2005 году. Легенда красивая! И музыка на уровне: милая, жизнерадостная, а порой и экспериментальная. Например, «Клен ты мой опавший» записана с наложением шести электрогитар! И как можно сопротивляться такому обаянию...

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Владимир Вавилов. Лютневая музыка XVI-XVIII веков (1970)

Мелодии давно ушедших эпох? Как бы не так! Авторство всех композиции на ней, за исключением разве что «Зеленых рукавов», принадлежали лютнисту Владимиру Вавилову, который приписал свои пьесы классическим композиторам. И они дошли до слушателя: «Канцона и танец», например, превратилась в «Город золотой» Аквариума, «Павана и гальярда» - в «Конь унес любимого» Алексея Хвостенко. Оригинал знаменитых мелодий не теряет камерного изящества - и звучит действительно аутентично!

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Песняры. Песняры 1 (1971)

Первый альбом созданного в Минске в 1969 году вокально-инструментального ансамбля - самый хитовый. Рок-версия народной песни «Косил Ясь конюшину» знакома всем, кто смотрел мультик «Ну, погоди!». Песняры вполне вписывались в мировую моду на фолк-рок. Они станут первым советским ВИА, который поедет на гастроли по США (с успехом!), и одним из самых востребованных отечественных составов. Виниловый дебют доказывает всю обоснованность их притязаний.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Ансамбль «Мелодия». Лабиринт (1974)

Саксофонист Георгий Гаранян и его ансамбль «Мелодия» - легенды советского джаза. Исполняя эстрадные мелодии, команда позволила себе джаз-роковый эксперимент «Лабиринт». Вы найдете здесь и космические соло на сопрано в духе Джона Колтрейна, и брейки, за которые не было бы стыдно и Джеймсу Брауну, и модальные эпизоды а-ля Майлз Дэвис. В «Лабиринте» много звука, много музыки, много пространства: шедевр советского джаза доказывает, что в годину брежневского застоя в советской музыке далеко не всегда был застой.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

«Алиса в Стране чудес» (1976)

Такие постановки, как «Алиса в Стране чудес» по сказке Льюиса Кэрролла, порадуют и ребенка, и взрослого. Два года актеры МХАТа под руководством режиссера Олега Герасимова записывали эти две пластинки. Владимир Высоцкий взялся за песни к спектаклю не без сомнений. Это было его первое официальное появление в полномасштабной записи. Цензура едва не зарубила готовый продукт, пытаясь оградить детишек от крамолы. Чудом «Алиса» вышла в свет - и тут же была сметена с полок музыкальных магазинов. Историческая запись, не теряющая волшебного очарования.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Давид Тухманов. По волне моей памяти (1976)

Вдохновившись «Cержантом Пеппером» The Beatles, композитор Давид Тухманов собрал лучших в Союзе музыкантов (включая джаз-оркестр Георгия Гараняна и струнную группу Оркестра радио и телевидения) и записал в домашней студии концептуальный диск на стихи поэтов-классиков разных эпох. Это и нестареющий махрово-эстрадный хит, и серьезная сюита, в которой соединились джаз и классика. 2,5 миллиона экземпляров пластинки разлетелись по СССР в мгновение ока. Один из важнейших альбомов в истории советской звукозаписи не раз переиздавался в России и за рубежом.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Зодиак. Disco Alliance (1980)

Синти-состав студентов Латвийской государственной консерватории был одной из первых групп в СССР, исполнявших электронную музыку на основе научной поп-фантастики в духе Space и Kraftwerk. Экспериментальный дебют, под который можно было легко танцевать, вроде бы разошелся по Союзу тиражом в 20 миллионов копий. Даже если это преувеличение, то не слишком сильное Легендарная запись, из которой вышли многие теле- и радио-заставки, со временем только прибавила в ценности. Памятник советской синтезаторной эпохи.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Песняры. Гусляр (1980)

Концептуальный альбом «Гусляр» по мотивам поэмы Янки Купалы – явление для отечественной музыки беспрецедентное. Монолит прогрессив-рока со всеми необходимыми сложными гармониями, навороченными инструментальными переливами, фирменным многоголосием и экспериментальным характером: трудно поверить, что те же музыканты сделали себе имя на эстрадных шлягерах. Фактически незамеченный публикой во время выхода величественный «Гусляр» явно заслуживает большего внимания.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Эдуард Артемьев. Картины-настроения. 1976-1983 (1984)

Композитор Эдуард Артемьев стоит в одном ряду с мировыми мастерами электронной музыки уровня Брайана Ино и Tangerine Dream. Сборник его инструментальных пьес к кинофильмам производит впечатление полноценной работы – во многом благодаря звуку знаменитого синтезатора «Синти-100». Музыка Эдуарда Артемьева по-прежнему дышит свежестью и согревает своей космически-синтезаторной меланхолией. И даже попадает в хиты: обработанная мелодия Артемьева к фильму «Сибириада» в версии группы ППК дебютировала на 3-м месте в британском хит-параде в 2002 году.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Оркестр фирмы «Мелодия». Ритмическая гимнастика (1984)

Казалось бы, утилитарная пластинка «для коллективных, а также индивидуальных домашних упражнений» - но в 1984 году это музыка была чистым сексом и навевала мысли о спортивных девушках в цветных лосинах. Ритмичный синти-поп и легкое диско спустя годы обрели дополнительный лоск, не потеряв эротического заряда. Под такие пьесы, как «К звездам» или «Сафари», можно совершать пробежки и сегодня. А бодрый женский голос, отдающий команды вроде "Руки на пояс!» или "Ноги выпрямили!», сообщает необычной пластинке дополнительный колорит.

Игорь Цалер, музыкальный журналист

Оригинал статьи:

Часть 1   Часть 2

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
8
r
M
N
E
V
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.