13 Famous Albums Of No Wave.

Автор - John G. Doe

Посмотреть все материалы этого автора

Старожилы помнят, а не-старожилы, вероятно, предполагают, что некогда музыка была исключительно доброй, милой и положительной. Все имеет тенденцию меняться в худшую сторону, так случилось и с музыкой, которая со временем стала столь же опасной вещью, сколь нервно-паралитические газы, противопехотные мины и прочие атрибуты высокоразвитой цивилизации.

До британского панк-взрыва тематика музыкальных произведений в худшем случае была нейтральной, своего рода вещью в себе, вроде высоколобого авангарда или фри-джаза, но решающим шагом в привнесении агрессии в музыку стали небезызывестные события в туманном Альбионе в конце 1970-х, а равно и — на другой стороне Атлантики — в Нью-Йорке.

С визита уже тогда маститого музыканта и продюсера Брайана Ино по локальным панк-сборищам и начинается история движения, которое не считало себя движением, — No Wave. Объединяло участников No Wave только одно — нигилизм и тотальное отрицание существующей реальности, а в музыкальном плане — отсутствие каких-либо канонов в качестве основы; прочее же было индивидуальным буйством фантазии, которая у каждого проявлялась по-своему.

Глухой электронный грохот Suicide, атональный шум Mars, лютый гитарный скрежет Teenage Jesus and The Jerks, фри-джазовые импровизации James Chance & The Contortions и тяжелый панк-джаз Blurt — используя различные методы, музыканты интепретировали и преломляли явно неудобную для них реальность, то ли создавая её правдивый портрет, то ли бросая ей вызов своим неконформным поведением.

По иронии судьбы, годы спустя такая неконформность стала вполне обычным явлением, а в некоторых моментах даже респектабельным, творения представителей стиля пусть нерегулярно, но переиздаются, обогащая звукозаписывающие компании, что же до «не-волны», то, несмотря на давнее желание музыкантов быть вне всяких рамок, все они уже давно и надежно упакованы в общий стиль, в эдакую коробочку с надписью «No Wave», некогда ругательной, а ныне — всего лишь притягивающей меломанов и историков от музыки.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Suicide - Suicide (1977)

Дуэт Алана Веги и Мартина Рева во многом заложил основу для No Wave, хотя строго говоря, к движению не относился: была какая-никакая мелодика, да и средства экстремальными нельзя было назвать.

Тем не менее, дебют Suicide оказался своего рода прорывом, продемонстрировав, что для того, чтобы быть панком, не нужно терзать гитары тремя аккордами, достаточно убийственного синтезаторного гула и шаманствующего вокалиста.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Various Artists - No New York (1978)

С этого сборника все и начиналось: набрав в вышеупомянутом рейде по клубам музыкантов (а в числе оных оказались Mars, James Chance & The Contortions, Teenage Jesus and The Jerks и DNA), Брайан Ино с трудом загнал эту неподатливую толпу в студию, чтобы они хоть что-нибудь записали.

Впоследствии, все они прокляли тот день, поскольку посчитали и запись, и сам факт записи, делом неудачным и ненужным, тем не менее, остался документ эпохи, первый верстовой столб No Wave и — идеальный промо-сборник для знакомства с динозаврами стиля.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Rosa Yemen - Rosa Yemen EP (1978)

Не одними американцами, впрочем, обошлось дело: француженка Лиззи Мерсье Деклу еще в 1975 г задружилась с Патти Смит и Ричардом Хеллом, в то время иконами нью-йоркского авангарда, а двумя годами позже и вовсе переехала из родных пенатов, посетила множество концертов и прониклась.

Результатом стала её пусть недолгая, но крайне живописная музыкальная карьера, а дебютом — этот ЕР, выпущенный под именем йеменской розы совместно с гитаристом Д.Дж.Барнсом. Эти 6 треков, уложенные в 9 минут — одна из лучших пластинок No Wave благодаря не столько агрессивности звучания, сколько оригинальности.

Абстрактный гитарный стрёкот, постукивания ногами и эмоционирующая в широком вокальном и лингвистическом диапазоне Деклу — явление незабываемое.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Teenage Jesus and The Jerks - Everything (1995)

В 1977 году Лидия Ланч не была такой как сейчас, прожженной и пропитой трущобной хищницей с безуминкой в голове, в своем творчестве легко сочетающей поэтические речитативы, суровый нойз-рок и коктейльный джаз, а вполне себе 16-летней школьницей, сердце которой, говоря сакраментально, требовало перемен.

Перемены случились, благодаря ним г-жа Ланч сейчас практически идеальный пример, как из человека сделать арт-объект во всех смыслах, а тогда она просто хотела самовыразиться, для чего и собрала группу Teenage Jesus and The Jerks, которая из всех проектов No Wave была ближе всего к панк-року, пропуская и так не особо гладкий гитарный звук через мясорубку примочек, превращающих его в лютый скрежет.

Собственно, что-то такое она делает и сейчас, только благозвучнее, под именем Big Sexy Noise.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Mars - 78+ (1986)

Проект Mars был создан в 1975 г. вокалистом Саммером Крейном; вскоре трубач Марк Каннингэм стал основным генератором идей в группе. В течение 1977-78 гг. группа записывает несколько мини-альбомов и синглов, и, в общем, на этом их дискография и заканчивается.

Собранные по сусекам студийные записи, лайвы, ауттейки и демо неоднократно переиздаются в последующем, сохраняя для истории неоднозначное творчество иконы No Wave.

Впрочем, почему же неоднозначное — творческая концепция No Wave состоит в том, что нет никак творческих концепций, а только сиюминутное, которое может выражаться всеми доступными средствами. Из доступного участники Mars пользуются пещерным нойзовым грохотом; он и вокальный рев всех участников группы и составляет основу саунда группы.

Первобытный шаманский ритм задает вектор движения, рвущие динамики атональные гитары напоминают электросварку, отсутствие минимальной мелодии (тоже отрицаемой) — музыка Mars как панцер-дивизия вермахта, мрачная и беспощадная, своим лязгом проносится по ушам и мозгу слушателя.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Theoretical Girls - Theoretical Record (1978-1981) (2002)

Теоретически девушки, а практически — вполне себе мужики.

С именем гитариста и композитора Гленна Бранки тесно связана история авангардной музыки конца прошлого века, его своеобразный «минимализм», построенный не на количестве музыкальных средств, а на экономном использований мелодий, со временем стал визитной карточкой No Wave: двухаккордный гитарный грохот и поныне ассоциируют с этим движением.

Свои идеи Бранка опробовал и откатал в своем первом проекте Theoretical Girls, основанном сразу по переезду в Нью-Йорк, который за три года существования вполне смог уместиться на двух стульях одновременно, играя энергичный и вполне стандартный панк-рок нестандартными средствами превращенный в шумовой авангард.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

DNA - DNA On DNA (2004)

Еще одно громкое имя в современной экспериментальной музыке, Арто Линдсей, в конце 70-х был скромным бразильским эмигрантом, влившимся в андеграунд Восточного побережья и привнесшим в него влияние латиноамериканской музыки.

Созданный им проект DNA отличался особым саундом: на грубом и жестком ритме свободно разгуливали гитарные импровизации, зачастую бессодержательные, не особо шумовые, но весьма хаотичные (вледствии принципиального отсутствия настройки), навеянные черным фанком и боссановой, а сам Линдсей со своим пронзительным блюзовым вокалом больше не пел, а изрыгал мантры, словно одержимый всеми бесами сразу.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

James Chance & The Contortions - Buy (1979)

На рубеже 80-х в особой нью-йорской дивизии сумасшедших особого некомплекта никогда не наблюдалось, но среди прочих особенно выделялся безумный саксофонист Джеймс Ченс, он же Джеймс Уайт (IRL Джеймс Сигфрид), который в составе данной дивизии мог претендовать если не на должность командира, то на роль главного разведчика точно.

Приехав в Нью-Йорк, Ченс быстро стал звездой местной авангардной сцены, чему немало поспособствовали его экстравагантный гардероб, страстная любовь к фри-джазу и желание помахать кулаками и порушить.

Поиграв с Teenage Jesus & The Jerks Лидии Ланч и собрав группу The Contortions, Ченс записывает дебютный альбом «Buy», который сразу стал культовым в художественной среде, а ретроспективно — одной из важнейших пластинок жанра No Wave.

Любовь Ченса к черному саунду и обусловила звучание James Chance & The Contortions: это диссонантный, крайне хаотичный и по-хорошему сумасшедший панк-джаз, изрядно насыщенный упругим фанковым ритмом, ну и, естественно, увешанный дикими саксофонными запилами. Собственно, запилы как ничто другое символизируют характер самого Ченса, а через него — и звучание группы.

По слухам, на заре карьеры он часто любил прорываться на сцену во время выступления левых групп и скрашивать их унылый и скучный, по его понятиям, сет-лист шизофреничными саксофонными соло, от чего получал моральное удовлетворения для себя и зрителей, а также тумаков от музыкантов.

В дальнейшем традиция тумаков продолжилась и на собственных концертах, которые часто начинались провокативным поведением Ченса, а заканчивались дракой с аудиторией.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Bush Tetras - Boom in the Night (1995)

Женское крыло No Wave, а равно и продолжение традиции использования фанка представляет квартет Bush Tetras.

Их можно назвать одними из первых звезд стиля в коммерческом понимании: поднявшись на клубных выступлениях, Bush Tetras изрядно наделали шуму, несмотря на то, что выпустили всего несколько EP и пару кассет с прифанкованной танцевальной музыкой.

Они дебютировали в 1980 году с EP «Too many creeps», заглавная песня с которого стала их самым лучшим хитом; песня достигла даже танцевального чарта Биллборда, постоянно крутилась в клубах и пережила десятки ремиксов.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

The Birthday Party - Prayers on Fire (1981)

Зеленый континент одарил нас множеством хороших музыкантов, но вот эти, сами понимаете, одни из лучших и самые знаменитые.

Переехавший в Лондон оркестр креативных наркоманов Boys Next Door под руководством Николаса Эдварда Кейва ничего нового, однако, не позаимствовал на культурной европейской почве, наоборот — привнес свои немалые влияния.

Утробный гул австралийского пост-панка, замешанного на блюзе и локальных традициях, генетически никак не был связан с нью-йоркским движением No Wave, но при этом вполне был им — видимо, идеи носились в воздухе по обе стороны Тихого океана.

Сменив название на The Birthday Party, Кейв и компания записывают под этим именем самые важные ранние работы, беспощадно смешивая в своем саунде хаотичный арт-панк и шум, облагороженные диковатой вокальной харизмой Кейва.

*   *   *   *   *   *   *   *   *

Blurt - Blurt (1982)

Альт-саксофониста Теда Милтона, в общем, я считаю самым адским джазменом во всей истории музыки, а сконцентрированный вокруг него проект Blurt — одним из лучших проявлений панк-джаза, приближенного к No Wave.

Blurt можно описать парой фраз: неистовый рёв и дикие саксофонные импровизации.

Несмотря на то, что с подобными дефинициями ассоциируется только первобытное состояния, музыка Blurt имела в себе определенную культурную составляющую: похожая на James Chance & The Contortions, группа в качестве основы имела импровизационный джаз Джона Зорна и Орнетта Коулмена, а глуховатая и агрессивная ритм-секция отсылала к This Heat.

Дебют, переизданный в 2009 году с синглами, исчерпывающе демонстрирует творческий метод Милтона, пусть и диковатый по нынешним временам, но безмерно обаятельный.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Sonic Youth - Bad Moon Ricing (1985)

Sonic Youth вообще не нуждаются в представлении, но в рамках данного дискурса стоит пояснить: корни группы глубоко уходят в No Wave (участники группы, Тёрстон Мур и Ли Ранальдо в свое время активно поиграли с Арто Линдсеем из DNA, например), и именно они стали своего рода популяризатором движения, которое в их трактовке превратилось в шершавый импровизационный рок.

«Bad Moon Rising» можно назвать концом эпохи движения: в отличие от шумовых экспериментов на мини-альбоме «Confusion Is Sex», здесь Sonic Youth сместились в сторону концептуального рока, звучащего пусть и мягче, но все же еще не совсем уютно.

Всё меняется — и «Bad Moon Rising», как благородный сплав старой идеи и новых веяний, является концом старого No Wave и началом нового.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

UT - In Gut's House (1988)

Вот она, долгожданная аннигиляция: нью-йоркское женское трио UT, впоследствии перебравшееся в Лондон и тусовавшееся с The Fall и The Birthday Party, на дебюте 1985 года «Conviction» и последующем альбоме «In Gut’s House» (1988) последовательно смешивают панк-рок, пост-панк, новую волну и No Wave.

Казалось бы всё, конец, но делают девушки это столь обаятельно, что таким могильщикам с No Wave стоит только радоваться.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Z
z
B
L
n
H
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.