15 музыкальных альбомов 2018 года (часть 1)

Автор - Доктор Уильям С. Верховцев

Посмотреть последние 20 материалов этого автора

Top Albums of the year (2018)

Adán Jodorowsky ‎ —  Esencia Solar

Blaine L. Reininger  —  The Blue Sleep

Bobby Beausoleil ‎ —  Voodoo Shivaya

Chris Carter  —  Chemistry Lessons, Vol. 1

Donny McCaslin  —  Blow.

Graham Coxon ‎— The End of the F***ing World (Original Songs and Score)

Graham Massey & Umut Çağlar  —  Kicked From The Stars

Hоlliе Сооk — Vеssеl Of Lоvе

Holly Golightly  —  Do The Get Along

J Mascis  ‎—  Elastic Days

Jimi Tenor  —  Order of Nothingness

Lee Hazlewood’s Woodchucks  —  Cruisin’ For Surf Bunnies

Mina  —  Maeba

Schlammpeitziger  —  Damenbartblick Auf Pregnant Hill

Sweet Robots Against The Machine  —  3

 

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Впервые в истории сайта публикуется некий топ музыкальных релизов года. Про новые альбомы Пола Маккартни, Judas Priest, Кайли Миноуг и ДДТ вам подробно расскажут нв других порталах, здесь же представлены музыканты, чьи работы нечасто попадают в прокрустово ложе всяческих форматов.

Список этот в высшей степени субъективный и ни разу не претендующий на какую-то чванливую многозначительность - мол, пока вы прётесь от Монеточки и Жанель Монэ (так и хочется съязвить про Жанель Монэточку), я, как истинный титанище духа, слушаю исключительно Kronos Quartet и народные песни Папуа - Новой Гвинеи. Ничего подобного - и Милен Фармер, и Бадди Гай и The Good, The Bad & The Queen выпустили очень хорошие пластинки в 2018-м, но про них и так есть кому рассказать, а вот про Мину и Грэма Коксона напишут только какие-то совсем уж фанатские узкоспециализированные ресурсы.

Никакой специальной нумерации, деления на первое-второе-третье место нет, все позиции в этом топе расположены в алфавитном порядке. К каждому альбому добавлена мини-навигация по жанру, который он представляет. Все рассуждения и оценки на этот счёт опять же крайне субъективны.

P.S. На верхнем фото: граффити на задней стене открытой концертной площадки в городе Монтрё, Швейцария. В паре минут ходьбы, на набережной, высится в небо памятник Фредди Меркьюри, к которому И. Турист, А. Ливер, С. Кагадеев и Н. Копейкин возлагали цветы в видеоперформансе группы НОМ «7 % (Двадцать лет спустя)».

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Adán Jodorowsky ‎ — Esencia Solar (2018)


Жизнь Адана Ходоровски похожа на причудливый психоделический калейдоскоп. Родился в семье великого чилийского киношного авангардиста и провокатора Алехандро Ходоровски (как сказано в одном фильме, это многое объясняет). В 10 лет дебютировал у отца в «Santa Sangre». Брал уроки игры на гитаре у Джорджа Харрисона. Пел во французской гаражной группе. Выпустил четыре сольных альбома под псевдонимом Адановски. Снял короткометражку с Азией Ардженто в главной роли. Появился в фильме Жюли Дельпи. Наконец, здорово подсобил старшему Ходоровски в его удивительной дилогии «La Danza de la Realidad» / «Poesía Sin Fin» - сыграл в обоих фильмах и написал к ним весь оригинальный саундтрек.

Esencia Solar - первый альбом Адана Ходоровски, выпущенный под своим именем. Пластинка до краёв наполнена акварельной акустикой и песнями с оглядкой на бразильских корифеев 60-х и американский софт-рок 70-х. Ходоровски сводит к единому знаменателю всё лучшее, что бродит в его крови - звонкий психоделический фолк, светлую кубинскую грусть и карнавал в Кабо-Верде. Помимо прочего здесь есть кавер на генсбуровскую «Couleur Café» и пара номеров, похожих на архивные демо Джорджа Харрисона (до того как к ним приложил свою беспощадную руку Джефф Линн). Ну а финальная песня - ни дать ни взять «El Cóndor Pasa» на новый лад.

«Вы играетесь в жизнь!» - фраза следователя из легендарного монолога х/ф «Изображая жертву» очень подходит Адану Алехандровичу Ходоровски. Более того, по отношению к нему слова эти звучат не как приговор, но как комплимент.

Номинация: Вы поверьте нам, отцы

Слушать также: Khartoum — Save Me

Khartoum - резвые дебютанты из Лондона, поёт у них Оскар Данбар, внук Марианны Фэйтфулл. Полноформатных альбомов у группы нет, видео на песню «Save Me» можно посмотреть здесь

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Blaine L. Reininger — The Blue Sleep (2018)


Подводя итоги 2018 года А.К. Троицкий назвал Б.Л. Райнингера наместником Боуи на опустевшей Земле. Честно говоря, после прослушивания «The Blue Sleep» в первую очередь впоминается не Зигги Стардаст с марсианскими арахнидами, а вращающийся дервиш смерти из «ДПП (НН)» В.О. Пелевина:

- Такой дервиш, короче, начинает крутиться, входит в транс, вынимает стволы, руки в стороны… А дальше всё как в страшном сне. Хорошо, если у него, к примеру, два «кольта» или там «глока». Это ещё уйти можно, если повезёт. А если два «узи» или «аграна», в радиусе сто метров хана всему, что шевелится и думает...  Этот у них вообще был что-то вроде сенсея. Про него легенды ходили. Пел стихи Джалалиддина Руми и хуячил из двух стволов не глядя, как швейная машина. Ни одна пуля зря не уходила.

Поместив (для разгонки) в начало альбома гитарно-скрипичную медитацию inspired by Pram, уже в третьем треке Райнингер начинает то самое жутковатое вращение. Одна за другой разлетаются в щепки мишени с надписями «Электронный нуар Барри Адамсона», «Боуи времён Tin Machine», «Саундтреки Н. Кейва и У. Эллиса», «Театрализованный хоррор Скотта Уокера», «Боуи времён 1. Outside». Наконец поражена последняя цель, «Танцующие карлики Бадаламенти». Прав оказался Виктор Олегович, ни одна пуля не ушла зря.

И если кто-то вдруг спросит «как же старик Линч пропустил такой самородок?», пусть пересмотрит «Голову-ластик» 1977 года. Линч чуть ли не первым обратил внимание на Блейна Л. Райнингера, тогда ещё в составе Tuxedomoon. Почему канадский лесничий не позвал БЛР спеть или сыграть в третьем сезоне «Твин Пикс» - загадка. Вероятнее всего, обиделся из-за расстрелянных карликов.

Номинация: Фавориты Луны

Слушать также: Beak> ‎ ‎ — >>>

Новый альбом Джеффа Барроу. Краут-рок, психоделия, путешествие на край ночи. Иногда похоже на третий Portishead. Слушаешь и думаешь - вот бы кому новую «Суспирию» озвучивать!

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Bobby Beausoleil ‎ — Voodoo Shivaya (2018)


Сидящий за решёткой без малого 50 ( п я т ь д е с я т ) лет Бобби Босолей в определённых кругах давно уже превратился в миф, по сравнению с которым все любители зарядить по случаю юбилея концертный тур «двадцать лет на этой сцене», «тридцать лет пою для вас» и т.д. выглядят как стая скачущих бандерлогов перед повидавшим всякое - и потому немногословным - питоном Каа.

Материал для «Voodoo Shivaya» записывался Босолеем и его друзьями-сидельцами в орегонской тюрьме с 2008-го по 2015-й год. Далее записи попали в руки участников культовых Blood Axis и они добавили туда свои партии. После чернового микса музыка опять пересекла тюремную ограду и Босолей уже в одиночку доводил обработанные треки до ума. 

В итоге мы имеем полтора часа музыки на двух виниловых пластинках. Этакую пьесу в двух частях, развёрнутую фантазию на тему, «Что было бы, если полковник Уолтер И. Курц пережил встречу с размалёванным американским коммандос, удалился в пещеру, девять лет медитировал глядя на голую стену и достиг таки просветления».

На первой пластинке Босолей с головой ныряет в новоорлеанскую смурь. Перед глазами медленно плывут видения, одно страннее другого. Крис Айзек, тонущий в эмбиентных хтонических колодцах («Hard Road»). Михаил Боярский, настигнутый приступом белой горячки («The Bones of My Mind»). Кавабата Макото, склонивший голову перед музыкальной темой, которая звучала у него внутри, но была сыграна кем-то другим («Ghost Highway»). Ну а завершает всё классика «I Put a Spell on You», которая не нуждается в дополнительных комментариях.

Вторая часть содержит две длиннющие пьесы - по одной на сторону виниловой пластинки, всё как в шестьдесят девятом - медитативного характера. Если слушать их совсем невмоготу, то вот вкратце содержание: «Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья там где мы склонны видеть столбы. И если стало светлей, то, видимо, он уже здесь».

Ом мани падме хум. Свобода - это то, что у тебя внутри.

Номинация: Наждачною бумагой приласкайте сердца

Слушать также: Lydia Lunch — Marchesa

Альбом Лидии Ланч, посвящённый маркизу Де Саду. Положа руку на сердце, чересчур грузит.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Chris Carter — Chemistry Lessons, Vol. 1 (2018)


Вторую половину семидесятых Крис Картер «разрушал цивилизацию» в составе Throbbing Gristle, в восьмидесятые на пару с Кози Фанни Тутти выпускал альбомы «Trance» и «Technø Primitiv». Тем не менее, из всех осколков TG именно Картер был ближе всего к популярной музыке. Пока Psychic TV, Coil и их бесчисленные сайд-проекты варили свой оккультный бульон, Крис и Кози записали хитяру «October Love Song», за который не жалко отдать любые 23 концертных альбома Пи-Орриджа.

Сольные записи Картера выходят нечасто, он, скорее, командный игрок. Хрестоматийный пример - пластинка возрождённых Throbbing Gristle, где они от начала до конца переиграли альбом Нико «Desertshore». В процессе записи группу в очередной раз покинул Пи-Орридж, потом умер Питер Кристоферсон, и Картер остался с несколькими часами инструментальной музыки на руках. В результате он позвал массу достойных людей - от Бликсы Баргельда до Гаспара Ноэ - и выпустил один из лучших альбомов начала десятых годов.

«Chemistry Lessons, Vol. 1» - ностальгический привет с околоземной орбиты, двадцать пять треков винтажной электроники для заскучавших поклонников Ж. М. Жарра, Э. Артемьева и группы Зодиак. Мелодии чисты как лунный кратер, синтезаторы не долбят по ушам, время от времени возникает искажённый вокодером голос.

Отдельное спасибо за хронометраж (только одна пьеса переваливает за четыре минуты) - Картер всё таки не Клаус Шульце с его разливными двадцатиминутными симфониями. Несколько раз автор вспоминает свою индустриальную молодость и порывается слегка обострить обстановку, но даже здесь не переходит пределов разумного.

Выйди подобная пластинка во второй половине семидесятых, быть бы ей хитом продаж в советских музыкальных магазинах (раздел «космическая» электроника). Да вот только Крис Картер тогда был занят совсем другими делами - он «разрушал цивилизацию» в составе Throbbing Gristle.

Номинация: Лёгкое Дело Холод

Слушать также: Drame — Drame 2

Французы Drame играют с оглядкой на Stereolab, спейс-диско, краут-рок и дюжину смежных жанров. На альбоме имеются пьесы «Голый Человек» и «Космическая Справедливость». Затягивает.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Donny McCaslin — Blow. (2018)


Саксофонист Донни МакКаслин с юных лет был завсегдатаем джазовых фестивалей, но при этом оставался музыкантом с обширным кругом интересов - вчера он мог играть традиционный джаз, сегодня свободную импровизационную музыку, а назавтра смастерить кавер на Aphex Twin (не самого простого автора, кто бы там что ни говорил).

Однажды группу МакКаслина услышал Дэвид Боуи (Нью-Йорк ведь маленький город, разве нет?) и пригласил их помочь в студии с одной песней. Чем это закончилось, известно - МакКаслин и его музыканты сделали альбом «Blackstar» таким, какой он есть. Более того, рискну сказать, что здесь свита смотрится ничуть не хуже короля: смертельно больной Боуи подзарядился силой и энергией полуночных джазменов и выдал миру свой прощальный шедевр.

После выхода «Чёрной Звезды» имя МакКаслина стало известно в более широких меломанских кругах. Он появился в фильме «David Bowie: The Last Five Years» и подкорректировал музыкальный курс. К затейливым околоджазовым водоворотам добавился колючий экспериментальный рок самого высшего качества (все музыканты прекрасно подкованы, все прошли сквозь горнило нью-йоркских клубов, все давно играют вместе), а так же многочисленные приглашённые вокалисты.

«Blow.» - второй пост-«блэкстаровский» альбом Донни МакКаслина. На предыдущем были каверы на «Варшаву» и «A Small Plot of Land», сделанные с почтением к Боуи, но без дрожи в коленях. Здесь же появляется Гейл Энн Дорси, многолетняя басистка, бэк-вокалистка и чёрная жемчужина боуиевской команды. Ей достался всего один трек, но Гейл Энн спела так, что её бывшый патрон наверняка вздрогнул где-то в космической бесконечности.

Номинация: Разноцветные пилюли мистера Джонса

Слушать также: David Bowie — Let's Dance (Nile Rodgers' String Version)

Найл Роджерс порылся в архивах и опубликовал два ранее не известных варианта «Let's Dance» - редкий микс с ненавязчиво добавленными струнными и любопытную демо-версию с разговорами и смехом Боуи, записанную во время студийных сессий в швейцарском Монтрё в декабре 1982 года.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Graham Coxon ‎— The End of the F***ing World (Original Songs and Score)


Если кто не знает, как выглядит Грэм Коксон, пусть посмотрит клип Blur «Coffee & TV» про прогулку молочного пакета в поисках друзей (удивительное было видео, что и говорить). Доходяга-очкарик под надписью Missing и есть Коксон. Он навсегда уходил из группы, ложился в реабилитационные клиники (а квасили Blur'овцы с размахом, басист Алек Джеймс позже рассказал, что просадил на шампанское миллион фунтов), возвращался назад, писал шикарные песни для родного коллектива (ту же «Coffee & TV») и многочисленные сольные пластинки для собственного удовольствия.

Десятый по счёту альбом Коксона - саундтрек к мини-сериалу «Конец ё***ного мира». Кто не видел, советую посмотреть - это дикая, но симпатичная история про пару тинейджеров (он - юноша с лицом и повадками Константина Мурзенко, она - борзая матерящаяся оторва с бровями как у Фриды Кало), наполненная чернушным юмором и грамотно подобранными ретро-хитами, которым самое место на костюмированных вечеринках в баре Jack Rabbit Slims.

Грэм Коксон в одиночку написал оригинальную музыку к сериалу, более того, он сам спел и сыграл на всех инструментах. Диапазон стилей - от жужжащих гитар до лоу-фай акустики, от пасмурного кантри до гаражного панка в стиле Stooges, от урбанистического блюза до похмельных баллад немолодого стиляги.

Больше всего это напоминает попытку повторить blur'овский альбом «13» своими силами. Коллега Албарн тоже время от времени пытается сделать что-то подобное, но, честно говоря, на этот раз попытка Коксона выглядит предпочтительнее. Да и сериал оказался хороший, вроде бы обещают продолжение.

Номинация: Вы слыхали как поёт Тирсен?

Слушать также: Leto (Original Motion Picture Soundtrack)

Елена Коренева, звонко расхохотавшаяся во время исполнения лу-ридовской «Perfect Day» - ради таких magic moments можно смириться даже с группой Звери.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Graham Massey & Umut Çağlar — Kicked From The Stars (2018)


Грэм Мэсси в 80-е был гитаристом в манчестестерской команде Biting Tongues и про «Хасьенду» с Factory Records знает не понаслышке. Наевшись постпанком, Мэсси стал одним из застрельщиков новой электронной волны - основал 808 State, взрывал танцполы, сотрудничал с Бьорк. Одним словом, заслуженный дядька.

Умут Чаглар состоит в турецкой экспериментальной группе Konstrukt, которая успела переиграть с массой заслуженных психонавтов - от Эвана Паркера с Акирой Сакатой до Петера Бретцмана с Отомо Йошихиде. Мэсси тоже играл вместе с Konstrukt и, по-видимому, остался весьма доволен получившимся результатом. Новый виток англо-турецкой дружбы не заставил себя ждать.

Материал для «Kicked From The Stars» был отобран из многочасовых имровизационных джемов, во время которых к друзьям-экспериментаторам присоединился старинный коллега Мэсси по Biting Tongues Падди Стир. Помимо синтезаторов, гитары и саксофона в записи задействован восточный барабан дарабука, флейты, дудук и другая экзотика.

Ориентальные дудки, шпионский биг-бит, манчестерский грув, стамбульский психодел - британские ветераны и их турецкий связной с разных сторон подкрадываются к вожделенному понятию trance. Транс это ведь не только Армин ван Бюрен, ди-джей Тиесто и другие ветераны Ибицы и сборников «Café del Mar». Транс - это ещё и состоние, которое стремятся достичь пелевинские вращающиеся дервиши смерти. Разгребать последствия их танцев мало кому захочется (подробности см. выше).

Так что при прослушивании этого альбома лучше вспоминать не Виктора Олеговича, а советского актёра Станислава Чекана и его успокоительную мантру: «Ну, я уверен, что до этого не дойдёт».

Номинация: Минареты над Темзой

Слушать также: Jah Wobble & Momo — Maghrebi Jazz

Группа осевших в Лондоне марокканцев играет песни далёкой родины, помогает им заслуженный артист Джа Уоббл. Лет двадцать назад Питер Габриэл многое бы отдал, чтобы подписать Momo на свой лейбл Real World Records. Магрибский джаз - звучит заманчиво (хоть и несколько пугающе).

Продолжение следует

*     *     *     *     *     *      *     *     *     *

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
8
S
d
y
w
F
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.