Артемий Троицкий - "Музыка Лёгкого Поведения".
Мы появились на свет практически одновременно, в середине 50-х: журнал Playboy, я и некая музыка, составляющая предмет данного путеводителя. Я - это чистое, хотя, возможно, и не лишённое символичности совпадение; мои ровесники же были вызваны к жизни одними и теми же заклинаниями.
Процветающая послевоенная Америка жаждала веселья, секса и свободы - и явились Мерилин Монро, Playboy, розовые "Кадиллаки" с акульими хвостами. Подростки получили рок-н-ролл, а господа постарше - эту самую музыку! Она возникла в недрах традиционной эстрады - того, что в Штатах называют "easy listening", - но была интимнее, пикантнее, порочнее...
К ней сразу пристали два неформальных, но очень точных определения - "Cocktail Lounge Music" (Музыка Коктейльных Веранд) и "Bachelor Pad Music" (Музыка Холостяцкого Логова). Действительно, с одной стороны - светские увеселения и галантный флирт, с другой - конкретное охмурение, соблазнение и приятная постельная атмосфера. По сути дела, Playboy для ушей.
Достигнув пика популярности в начале 60-х, МЛП (Музыка Лёгкого Поведения - для простоты будем называть её так) затем сдала свои позиции - вероятно, по причине своей явной буржуазности - перед лицом экспансии рока. И лишь новый гедонизм 90-х заставил о ней не только вспомнить, но и возвёл в ранг культа. Естественно, тут же накатила волна переизданий архивных записей на CD.
The Exotic Moods of Les Baxter (1996)
Martin Denny - Exotica (1957)
Самой полной антологией МЛП можно считать серию "Ultra Lounge" фирмы Capitol, насчитывающую уже 19 тематических выпусков ("Холостяк в Париже", "Ча-Ча де Амор", "Органы на орбите" и т.д.) Рекомендую также многочисленные сборники "The History of Space Age Pop" (RCA) и "Coctail Mix" (Rhino).
Многие былые авторитеты МЛП звучат по сегодняшним меркам очень наивно, если не сказать банально - но есть и такие, чья музыка в полной мере выдержала проверку временем.
В первую очередь это касается направления "экзотика", призванного превратить холостяцкое логово в знойный тропический рай. Отец жанра, пианист Мартин Денни, прославился тем, что придумал вплетать в ткань своих инструментальных пьес - преимущественно на гавайские темы - пение местных птиц, треск цикад и прочие звуки джунглей. Очень хороши и записи вибрафониста Артура Лаймана, отколовшегося от группы Денни, а также оркестра Леса Бакстера.
Бесспорный король оркестровой МЛП - Эскивель. Композитор и аранжировщик мексиканского происхождения, он трансформировал традиционно слащавую и безликую инструментальную "лёгкую музыку" в нечто головокружительное и почти футуристическое. Для знакомства с работой этого интереснейшего мастера стоило бы послушать сборник его лучших вещей под названием "Кабаре Маньяна".
Esquivel and his Orchestra – Exploring New Sounds In Sonorama, 1956 (1998)
Yma Sumac - Ataypura (2012)
Интересных мужчин-вокалистов МЛП миру не дала - если не считать мастера утробного речитатива Кена Нордина, в чём-то предвосхитившего Тома Уэйтса. Что до женщин, то я назвал бы восхитительную Эрту Китт, мастерицу рискованного гиперчувственного поп-джаза, и, разумеется, Иму Сумак. Самая культовая из всех культовых певиц, перуанская принцесса Има, обладательница пятиоктавного голосового диапазона, настолько невероятна, что не поддаётся описанию.
В Европе МЛП появилась позже, чем в США, и период её рассвета пришелся на вторую половину 60-х и начало 70-х годов. В противоположность слегка разухабистой и падкой на экзотику Америке английская "лёгкая музыка" была безупречно записана и выдержана в строгих тонах.
Показательно, что одним из основных её производителей был легендарный Джордж Мартин - продюсер почти всех альбомов "Битлз". Два диска серии "Sound Gallery" (EMI) дают полное представление о "логове истинного джентльмена". Заслуживают внимания и записи оркестра Роланда Шоу, а так же футуристические фантазии Джо Мика.
Из французов наиболее интересен Жан-Жак Перре - автор самых первых (1966-1967) чисто электронных поп-пьес. Именно от него начинается дорожка к современному музыкально-компьютернному буму.
Италия - родина лучшей в мире киномузыки, и, как доказывает великолепная серия "Easy Tempo" (пока вышло три выпуска) - она же может служить образцовым звуковым оформлением холостяцких оргий.
Ennio Morricone - Le Foto Proibite Di Una SignoraI Per Bene (1970)
Vampyros Lesbos. Sexadelic Dance Party (1995)
Раз уж речь зашла об оргиях - тут последнее слово за немцами. Два года тому назад всё мировое сообщество передовых меломанов было сражено наповал диском "Вампирос Лесбос" с музыкой из немецких порно-фильмов конца 60-х, написанной никому не ведомыми Манфредом Хюблером и Зигфридом Швабом. За ним последовал ряд аналогичных архивных секс-мюзик-опусов в исполнении оркестров Герта Вильдена и Питера Томаса. На этом этапе отношений о коктейлях уже можно забыть...
И ещё один забавнейший немецкий диск - называется "Амигаморе" и содержит записи танц-музыки из ГДР и ЧССР периода 1963-1970 годов. Густая ностальгия.
Возникает законный вопрос о вкладе СССР в Музыку Лёгкого Поведения. Сошлюсь на мнение Джелло Биафра - известного калифорнийского панк-анархиста и коллекционера "странной" музыки. Невесть как попавшую к нему виниловую пластинку грузинского оркестра "Орера" он классифицировал как "мутантскую коктейльную музыку из цирка с края света". Звучит гордо.
АК Троицкий
Опубликовано в Российском PLAYBOY в ноябре 1997 года
* * * * * * * * * *
Примечание автора сайта: Уважаемый Артемий Кивович немного ошибается, называя альбом "Vampyros Lesbos. Sexadelic Dance Party" музыкой из порно-фильмов. На этом диске собрана музыка из фильмов Джесса Франко "Она убивала в экстазе" ("Sie tötete in Ekstase") и "Vampyros Lesbos". Несмотря на броские названия, ни один из этих фильмов нельзя отнести к категории "порнография".
Gert Wilden & Orchestra – Schulmädchen Report, 1968 - 1972 (1996)
Ennio Morricone - Grazie Zia (1968)
Комментарии
Отправить комментарий