Бриджит Лаэ — "Можно быть сколь угодно талантливым актёром, но вот изюминка - она или есть, или нет. У меня есть." / Brigitte Lahaie - Interview

Это интервью было приурочено к переизданию на DVD каталога фильмов Жана Роллена.

Бриджит Лаэ, муза и соратница Роллена, вспоминает подробности со съёмок, рассказывает о том, какие трудности ждут порноактрису при переходе в "нормальное" кино, а так же делится своими мыслями о состоянии дел в современной французской киноиндустрии.

Ей есть, что рассказать.

Перевод - Доктор Уильям С. Верховцев, 2016

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

- Вы помните, когда впервые встретились с Жаном Ролленом?

 - Впервые мы пересеклись в 1976 году на съёмках фильма Vibrations Sexuelles. Жан был режиссёром, но в титрах обозначил себя как Michel Gentil - он часто использовал этот псевдоним, когда снимал порнофильмы. Мне досталась роль молоденькой парижанки. По ходу фильма я выходила замуж и кульминацией была первая брачная ночь молодожёнов.

Во время съёмок Жан был очень галантен и однажды сказал, что хочет попробовать меня в своём "обычном" фильме. Сказать по правде, я не очень-то поверила, но через некоторое время он позвонил и предложил небольшую роль в Гроздьях Смерти / Les Raisins de la Mort. Так начиналось наше сотрудничество.

 - Фильмы каких жанров Вам тогда нравились?

 - В то время в кинотеатрах показывали много фантастических фильмов, их я и ходила смотреть. Ну, и хорроры тоже - "Пятница Тринадцатое", "Техасская резня бензопилой", что-то типа этого. Был ещё один фильм, как же он назывался... Чёрт, забыла!

Не могу сказать, что так уж сильно фанатела от фантастики. Большая заслуга Жана состоит в том, что он "влюбил" меня в этот жанр. Роллен показывал мне по-настоящему великие старые фильмы - эти картины не шли ни в какое сравнение с теми, что крутили в киношке за углом.

Вспомнила, что за фильм. Black Sunday / La Maschera del Demonio Марио Бавы.

 - Давайте вернемся к "Гроздьям Смерти". Условия работы были суровыми, да?

 - Да уж, на загородний пикник это точно не было похоже (улыбается). Фильм снимали в Севеннах, в это время года там жутко холодно, температура плюс десять - плюс пятнадцать. И вот представьте - стою я вся такая красивая в чём мать родила, а у самой зуб на зуб не попадает. Между дублями приходилось что есть силы растирать окоченевшие ноги, потому что я их вообще не чувствовала. Одним словом, не шарман.

Les Raisins De La Mort / The Grapes of Death (1978)

Есть ещё одна причина для плохих воспоминаний. Видите ли, это был самый дорогой фильм Роллена. В съёмках участвовали опытные актёры, а я была дебютантка, да к тому же из порноиндустрии. Вместо того, чтобы как-то помочь, партнёры шарахались от меня как от чумной. Естественно, это сильно мешало. Я была очень застенчивой, не знаю, что там эти "актёры актёрычи" себе напридумывали. В любом случае, членом общей команды я себя не чувствовала.

 - Да уж, не самые лучшие условия

 - Это был мой первый опыт съёмок в "большом" кино. У меня ведь тогда не было амбиций, чтобы как-то строить свою дальнейшую кинокарьеру. Да и в фильме у Жана я согласилась сниматься "чисто по приколу". Оказалось, что там всё не так уж и весело - жёсткий график, спартанские условия труда. Одним словом, мне не понравилось. Было холодно, муторно и скучно.

 - Значит, Вы не рассматривали фильм Роллена, как новую ступень в карьере?

 - Должна сказать, что тогда у меня не было серьёзного намерения посвятить себя именно кино. Просто хотелось чего-то добиться в жизни, вот и всё. Ну а раз уж я начала сниматься в фильмах для взрослых, то почему бы не стать актрисой? Разницу между adult cinema и традиционным кино я не понимала. Снимаясь в порнофильмах, особо не заморачивалась - просто получала удовольствие перед камерой, и это было главным.

Принесёт ли работа в обычном кино такие же ощущения? Этого я не знала. Но раз уж выпал шанс и Жан меня пригласил, то почему бы и не попробовать? Повторю ещё раз - соглашаясь сниматься в Гроздьях Смерти, я не думала, что этот фильм Роллена откроет новый этап моей карьеры.

 - Однако Жан разглядел в Вас что-то, и ваше сотрудничество продолжилось. В интервью Роллен говорил, что ему понравилось, как Вы выглядите на экране. Этот образ он хотел использовать в полной мере.

 - Ну да, была во мне некая изюминка. Не буду скромничать, мне об этом сказал Габриэль Аксель, великий режиссёр. Да и Филипп Кауфманн тоже говорил нечто подобное. Роллен первым что-то заметил во мне. Честно говоря, в то время я мало что умела, но он всё-таки меня выбрал. Значит, увидел то, чего не было у других девчонок со студии Alpha France.

Понимаете, можно быть сколь угодно талантливым актёром, но вот изюминка - она или есть, или нет. У меня есть (улыбается). Думаю, своим успехом в порноиндустрии я во многом именно ей и обязана. Ну а Жан открыл меня для традиционного кино, за что я ему очень благодарна. Он первым догадался, как выгодно использовать мои лучшие качества.

Vibrations Sexuelles (1977)

Роллен прекрасно понимал, что для большой роли я была ещё не готова. Он предложил то, что мне было по силам, ведь у моей героини в Гроздьях Смерти не так уж много экранного времени. Но уже в Ночи Гонимых / La Nuit Des Traquées Жан нашёл способ, как наиболее точно зафиксировать перед камерой мою природную застенчивость. Я не слишком забегаю вперёд?

 - Нет, всё в порядке. Значит, первый блин с "Гроздьями Смерти" вышел комом. Далее был Fascination. Как вам попытка номер два?

 - Про Fascination я вспоминаю с огромным удовольствием. Фильм снимался недалеко от Парижа, большинство сцен были сделаны за закрытыми дверями, в павильоне. Ночевали мы в маленьком уютном отеле неподалёку. На съёмочной площадке сложилась замечательная атмосфера, вся команда прекрасно ладила друг с другом. Вообще никаких конфликтов, представляете?

Думаю, Fascination удался именно поэтому. Пересматривая его сейчас, я в первую очередь вижу на экране дружный актёрский коллектив. Конечно, в фильме есть свои недостатки. Но и удивительная, ни на что не похожая аура, присущая лучшим картинам Жана Роллена, там тоже есть. Это красивый фильм. К тому же, именно в Fascination я выгляжу наиболее красивой.

 - Да, с этим не поспоришь. Вообще, там много запоминающихся сцен.

 - Я прям такая красотуля в этом фильме, что глаз не оторвать. Спасибо визажисту, его звали Эрик Пьер, совсем недавно он умер от СПИДа. Замечательный был мастер. Костюмы были классные, партнёры были классные, я была классная (улыбается) - одним словом, всё складывалось как нельзя лучше.

 - С первым фильмом не сравнишь, не так ли?

 - Они абсолютно разные. Гроздья Смерти был традиционным фильмом с большим бюджетом, он изначально делался с расчётом на коммерческий успех. Продюссер Fascination расчитывал, что это будет порно, именно под это он выделил деньги. А Роллен надумал снять смесь фантастики и хоррора, порнографией он тогда наелся до отвала.

Каким-то образом Жан сумел убедить продюссера, что фантастика сейчас более актуальна и прибыльна, чем adult cinema. Получив добро, он сделал фильм таким, как сам его видел. Получилось мистическое фэнтези с большим количеством обнажёнки. Работать над фильмом было легко и приятно. Мы закончили за две недели, если не ошибаюсь. 

Fascination (1979)

Brigitte Lahaie & Franca Maï    Fascination (1979)

 - Что вы можете сказать о Роллене, как о режиссёре?

 - В его ранних картинах заметно, что Жан не всегда понимает, как правильно использовать актёров. Он не был достаточно жёстким человеком. Сказать по правде, у Роллена есть немало фильмов, которые получились не слишком удачными. Очень жаль, но это так.

С другой стороны, последний фильм, в котором я у него снималась... Как же он назывался?

 - Невеста Дракулы?

 - Да, точно, Невеста Дракулы / La Fiancée de Dracula. Жан очень подробно рассказывал мне про моего персонажа, хотя это была роль второго плана. Во время работы над Fascination он работал по-другому - просто говорил мне делать это и это. Ну а поскольку актёрского опыта у меня в то время было маловато, я робела и слегка терялась.

 - То есть режиссёр-диктатор вам не подходит?

 - Теперь, из личного опыта я понимаю, что режиссёр не должен размахивать плёткой как Карабас-Барабас, и тиранить бедолаг-актёров. Гораздо лучше, если после дубля он тебе говорит: "Да, это было неплохо. Но, может быть, давай попробуем по-другому?"

 - Давайте поговорим о "Ночи Гонимых". Это правда, что Вы ни разу не видели этот фильм?

 - Нет, ни разу. Я несколько раз посмотрела Fascination на разных фестивалях. А вот Ночь Гонимых увидеть на большом экране так и не получилось. Теперь, когда прошло много лет, я просто заново открыла для себя этот фильм. Там удивительная атмосфера, он очень особенный, и не похож на другие фильмы Жана. Но он держит.

 - Ваша роль в этом фильме тоже очень необычная. Девушка, которую Вы играете, вся такая отстранённая и возвышенная. Вы сами придумали этот образ или обсуждали его с Ролленом?

 - Я не помню, что конкретно говорил мне Жан, он просто объяснил, чего ждёт от меня в этой роли. У меня как-то сразу получился расплывчатый, расфокусированный взгляд моей героини. Остальных тонкостей я не запомнила. Тем интереснее сейчас пересматривать этот фильм, и понимать что именно хотел сказать режиссёр.

La Nuit Des Traquees / The Night of The Hunted (1980)

 - Вы снимались у таких именитых режиссёров, как Анри Верней и Филип Кауфманн. Что можете сказать про них?

 - Видите ли, там совершенно другой подход. Когда я снималась у Кауфманна, то находилась перед камерой всего две-три минуты за смену. Остальное время просто сидела в павильоне и ждала своей очереди. Я провела неделю на съёмках Генри и Джун, в фильме от этого остались всего четыре минуты. Ночь Гонимых так же снимался неделю, а на экране я нахожусь практически всё время. Это несравнимые вещи.

Многие традиционные фильмы, в которых я принимала участие, делались в спешке. В этом их беда. Вы просто не успеваете раскрыть своего персонажа. Режиссёр делает один-два дубля и на этом всё - переходим к следующей сцене. Поэтому я слегка снисходительно отношусь к своим ролям в подобном кино. Что вышло, то вышло.

 - Какая из ролей в фильмах Жана Роллена Ваша самая любимая?

 - Сердце мое голосует за Fascination. Прекрасный фильм, очень чувственый и красивый. Ночь Гонимых всё-таки слегка надуманный, он сделан от головы. К тому же он такой холодный... Я понимаю, что такова была задумка Жана, но красота в Ночи Гонимых какая-то отстранённая, неживая.

 - Что вы думаете про современный кинематограф? Блокбастеры, низкобюджетные фильмы - у какого жанра дела обстоят лучше?

 - Не знаю, как в других странах, но во Франции для камерных фильмов с небольшим бюджетом настали тяжёлые времена. Жаль, но это так. Такое кино не приносит прибыль. Начинающему режиссёру, для которого фильм - это способ самовыражения, подчас бывает сложно найти инвестора, который вложится в рискованный кинопроект.

Конечно, фильмы с небольшим бюджетом снимаются. Проблема в том, что деньги на их производство выделяют телевизионные компании. А на телевидении жёсткие рамки - в большинстве случаев телебоссам не нужны хорроры или фантастика, им подавай чего попроще. Вот независимые киношники и крутятся, как ужи на сковородке.

La Fiancée de Dracula / Draculas Braut (2002)

Вообще, телевидение во Франции сейчас начинает потихоньку поджимать киноиндустрию. Но, как я говорила, с интересными проектами там беда. Одна надежда на кабельные сети - рамки формата у них не такие жёсткие. Может быть, хотя бы через кабельное ТВ новое поколение молодых креативных режиссёров и сценаристов сможет заявить о себе.

 - Будем надеяться. А как у Вас с новыми проектами?

 - С кинопректами? В прошлом году мне прислали несколько совершенно разных сценариев. Помню, что в одном должна была играть мать главной героини. Пока раздумываю. Я не слишком востребована в современном французском кино. С другой стороны, подобное положение вещей меня вполне устраивает - зато живу спокойной размеренной жизнью вдали от шума и суеты. И я счастлива.

Понимаете, мне комфортно так жить. Выбираю только те роли, которые кажутся по-настоящему интересными. Я открыта для новых предложений, если пришлют действительно стоящий сценарий - соглашусь, почему нет? Знаю, что Жан Роллен собирается снимать новый фильм. Если Жан найдет там роль и для меня, с удовольствием приму его приглашение. Буду рада помочь старому другу.

Еще один проект, в котором я участвовала - фильм Испытание / Calvaire. Режиссёр Фабрис дю Вельц связался со мной три года назад, и лишь недавно фильм вышел в прокат. Роль у меня там небольшая, но интересная - ничего подобного я раньше не играла. Получилось очень необычное кино, чем-то похожее на фильмы Роллена.

P.S.

Henry & June (1990)

Philip Kaufman               Maïte Maille              Brigitte Lahaie

Фото со съёмочной площадки фильма Генри и Джун / Henry & June (1990). Режиссёр Филип Кауфман работает с актрисами Maïté Maillé и Бриджит Лаэ. Так же в кадр попали Мария де Медейруш (пригорюнилась в позе Алёнушки) и Ричард Э. Грант (выглядывает из-за плеча Бриджит) - их можно разглядеть в зеркале на стене.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
E
k
V
t
U
4
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.