Can - Ископаемые с Марса. / Can - Sacrilege (1997)

Автор - Александр Кудрявин.

Опубликовано 14 августа 1997 года в "JOCKER CLUB", приложении к газете "Вечерний Клуб".

Название альбома говорит само за себя: "Sacrilege - The Remix Album". Это монументальная работа, знакомящая слушателя с музыкальной историей немецкой авангардной элиты - культовой группой Can. В работе над шестнадцатью ремиксами кэновских творений приняли участие такие величины современной альтернативной сцены как Брайан Ино, Терстон Мур из Sonic Youth, неутомимый технопроповедник Westbam и вездесущие The ORB.

Что же послужило причиной для столь смелой затеи? Не секрет, что переосмысливать музыкальное наследие Can - дело явно не из простых. Легендарные музыканты из Кёльна всегда играли значительную роль в современной музыкальной истории. Одно лишь перечисление тех музыкантов, которые, говоря о своём музыкальном развитии и творческом вдохновении, ссылаются на Can, заняло бы не одну страницу убористого текста.

Прошедшие десятилетия с очевидностью подтвердили, что музыка кёльнской четвёрки несомненно находится вне временных пространств и в отношении своего влияния на последующие поколения выдерживает сравнения с The Beatles.

История появления альбома такова. Дэниел Миллер, глава британской инди-компании Mute Records, жизнь которого, по его же утверждению, круто изменили именно Can, решил собрать музыкантов-единомышленников для записи альбома ремиксов, отдавая тем самым дань уважения любимой группе. Сами участники Can, за плечами у которых и довольно впечатляющие сольные работы, отнеслись к данному проекту более чем благосклонно.

CAN - Irmin Scmidt, Holger Czukay, Damo Suzuki, Jaki Liebezeit, Michael Karoli

IRMIN SCMHIDT: "С самого начала такая идея показалась мне весьма привлекательной. И дело здесь не в том, чтобы как-то осчастливить музыкантов Can. В первую очередь я считаю выпуск "Sacrilege" хорошим способом привлечь внимание к нашей музыке той части публики, которая никогда раньше и слыхом не слыхивала музыку Can...  Одной из целей нашего творчества всегда было привести в движение тело при помощи музыки. Под нашу музыку нужно было хотеть и уметь танцевать. Великолепная версия Франсуа Кеворкьяна нашей "Blue Bag" наилучшим образом отвечает этой естественной потребности человека в движении"

MICHAEL KAROLI: "Мне очень нравится современная сцена. Я нахожу любопытной музыку техно, потому что это наиболее логичная музыкальная форма нашего времени. Ведь только в техно Машина правит бал. А нам всегда хотелось изъять из своей музыки человеческий элемент. Для нас музыка никогда не была личностным выражением индивидуальности. Can всегда хотели создать образ некой коллективной души, коллективного разума. Нас никогда не волновали эти брачные игры с индивидуальностью в традиционной рок-музыке, нас интересовало НЕличностное. Вот почему мне очень нравится ходить на дискотеки к рэйверам, где нет ни единого музыканта, а музыкой управляют только машины. В принципе и наша музыка была так просто соткана, что для неё не требовалось никаких объяснений. Искать корни музыки Can надо в Каменном Веке."

В зтих словах Кароли есть несомненный смысл, если окинуть взглядом историю его группы. Пожалуй, никакая другая немецкая или даже европейская группа 70-х не расширила настолько горизонты популярной музыки своими экспериментальными идеями и необычным исполнением футуристической электронной музыки. Так или иначе, именно Can стали первой германской рок-группой, добившейся широкого признания за пределами своей страны. Даже консервативная английская пресса величала Can самой талантливой экспериментальной рок-группой Европы. Для осмысления музыкального наследия Can в первую очередь необходимо понять их подход к музыкальному творчеству.

JAKI LIEBEZEIT: "Я всегда хотел написать такую музыку, какую мог бы сочинить только марсианин."

HOLGER CZUKAY: "В музыке несомненно есть что-то общее с духом, музыка - это некий духовный язык."

HOLGER CZUKAY

Can, несомненно, были интеллектуалами высочайшей пробы, которые присущими им авангардными взглядами символизировали собой гораздо больше, чем рок-группу. Но, как это нередко бывает, даже обладая выдающимимся музыкальными спопсобностями, Can практически не имели шанса потрафить вкусам широкой публики. Даже их композиция "Spoon" стала широко известной лишь из-за  оплошности кинорежиссёра, включившего её в саундтрек к фильму "Das Messer". Так, случайно, "Spoon" стала хитом.

Но вернёмся к альбому ремиксов. Самым молодым слушателям стоит обратить внимание на новую версию "And More" с одного из лучших альбомов группы "Flow Motion" 1976 года, исполненную берлинским техномонстром Westbam. Но даже он был вынужден признать, что никто из ремиксёров так и не смог достигнуть оригинального и творческого уровня Can. Некоторые из 16 треков почти полностью соответствуют оригиналу, но ни одна из новых версий не может воссоздать его магии.

Точнее всего охарактеризовал свои проблемы с песнями Can Брайан Ино, представивший на сборник свою версию композиции "Pnoom" с альбома "Delay" (1968). Ещё не зная реакцию на свою версию музыкантов из Can, он дал им дельный совет.

BRIAN ENO: "Делайте с моей обработкой то, что считаете нужным. Можете включить её в альбом, можете спустить в унитаз. Как ни крути, это ваша пластинка, и я не хочу вмешиваться. Возможно, у меня получилось хуже того, что вы могли от меня ожидать. Если это так, мне искренне жаль. И одно пожелание на будущее: если вы хотите, чтобы и в дальнейшем кто-то делал ремейки ваших будущих пластинок, то вам для начала нужно писать менее блистательные вещи; в противном случае их будет совершенно невозможно улучшить."

Музыканты Can с иронией относятся к своему культовому статусу, однако ничуть не желают его развенчивания.

MICHAEL KAROLI: "Тогда в студии всё у нас происходило буквально на телепатическом уровне, мы синхронно думали и чувствовали. А если сегодня мы вдруг начнём сочинять новые вещи, то они будут настолько отличаться от всего, сделанного нами ранее, что любая фирма грамзаписи вышвырнет нас за дверь!"

Сказано сильно, но поспорить всё же тянет.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Q
b
r
5
t
x
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.