Десять шедевров африканского фанка

Fela Kuti     1983     Photo by Ian Dickson

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

The Funkees ‎– Dancing Time (1972)

Mamo Lagbema - Love, Music and Dance

Matata - I Feel Funky (1974)

Fela Kuti & Africa 70 - Zombie (1976)

Asiko Rock Group - Everybody Get Down (1976)

Tirogo - Float (1977)

Blo - Get The Groove In (1979)

Kiki Gyan - Disco Dancer (1979)

Sidiku Buari - Kinyi Ai Kawali (1979)

Tony Allen - NEPA (Never Expect Power Always) (1984)

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Американский фанк пришел в Африку вместе с Джеймсом Брауном, чтобы попасть на благоприятную почву из местных ритмов и жанров и расцвести диковинным цветком. Афробит распространился практически по всему континенту. К сожалению, публика в других концах света мало знает об африканском фанке. Но записи многих команд из Нигерии, Ганы, Кении, Буркина-Фасо активно переиздаются в наши дни. Предлагаю совершить виртуальное путешествие в Африку 1970-х, где музыка служила поводом для веселья, способом протеста и манифестом духовного освобождения.

The Funkees - Dancing Time (1972) Группа The Funkees возникла в качестве армейского бэнда после гражданской войны в Нигерии. В ответ на мрак недавно завершившегося конфликта музыканты записывали весьма позитивную музыку в формате танцевального афро-рока с текстами на языке игбо. The Funkees переехали в Лондон в 1973 году и быстро завоевали известность на местной музыкальной сцене, но распались четыре года спустя.

Mamo Lagbema - Love, Music and Dance Буркина-Фасо находится в Сахеле - на суровой и засушливой территории, которая охватывает юг Сахары, простираясь от Дакара на западе до Джибути на востоке. Сырой саунд Буркина-Фасо впитал афро-фанк, традиционные исламские ритмы, гитарные приемы из Мали и Гвинеи. Герой фанка Мамо Лагбема представляет витальный трек, прославляющий музыку, танец и любовь.

Matata - I Feel Funky (1974) Кенийская команда Matata - фанк-машина в 10 человек из Найроби, основанная в 1963 году. Оба своих альбома группа записала в Лондоне в начале 1970-х. Музыкантам из Африки удалось взять штурмом лондонские ночные клубы, в которой царили гиганты соула и джаза. Слово "matata" в переводе с суахили означает "проблема". Как вы лодку назовете, так она и поплывет! Из-за внутренних разногласий Matata распались к 1975 году.

Fela Kuti & Africa 70 - Zombie (1976) Бунтарь из Лагоса, Фела Кути, собственно, и создал афробит - гремучую смесь из джаза, фанка Джеймса Брауна, западноафриканского стиля хайлайф, традиционной нигерийской музыки и ритмов народа йоруба. Нигерийское правительство не любило Фелу за гордый нрав и основанную им коммуну из друзей и музыкантов - самобытную Республику Калакута, которую Фела провозгласил независимой от Нигерии. И кому же понравится, когда песня про правительственных солдат называется "Zombie", и она расходится, как горячие пирожки?

Asiko Rock Group - Everybody Get Down (1976) Альбом нигерийской группы Asiko Rock Group давно служит лакомым куском для коллекционеров африканского фанка. "Everybody Get Down" - просто убийственный грув с психоделическим оттенком! Переиздан в Японии тиражом в 1000 экземпляров.

Tirogo - Float (1977) Tirogo - один из примеров забытой африканской музыки. Группа записывалась в Нигерии в 1977 году и первоначально выпустила свой альбом на EMI. Эти ребята хоть и рубили фанк, но не стеснялись привносить в свои песни длинные гитарные соло в рок-ключе.

Blo - Get The Groove In (1979) К 1979 году нигерийская группа Blo успела с успехом выступить в Англии, прокатиться на гастроли по Норвегии и Дании, а также выпустить целый ряд альбомов, и все они весьма хороши! Но я особенно люблю этот трек с их поздней пластинки "Bulky Backside". Упругий бас, подвижный бит - чистый грув, но не похожий ни на что и ни на кого.

Kiki Gyan - Disco Dancer (1979) Кики Кьян - клавишник-вундеркинд родом из Ганы, прославившийся в качестве участника лондонской афро-команды Osibisa. В 1979 году он покинул группу ради сольного творчества и начал записывать диско-пластинки. "Disco Dancer" - это, конечно, уже не вполне фанк, а чистый дискач, но с неповторимым африканским колоритом, заразительным битом и потрясающей ритм-секцией.

Sidiku Buari - Kinyi Ai Kawali (1979) Сидику Буари - музыкант из Ганы, который в 1960-е годы был звездой легкой атлетики, завоевав кучу медалей на Всеафриканских играх. Потом отправился на учебу в США и начал выпускать альбомы на основе фанка, диско, уже знакомого нам хайлайфа и западноафриканской перкуссии. Вернувшись на родину, Буари выпускал музыку под своим именем, продюсировал видео и в итоге возглавил Союз музыкантов Ганы. В 2019 году стал лауреатом премии "За пожизненные достижения" Панафриканского общества.

Tony Allen - NEPA (Never Expect Power Always) (1984) Легендарный барабанщик Тони Аллен заложил под афробит ритмическую основу. Его почитали за новатора Клаус Дингер из Neu!, ударник Клайд Стаблфилд из группы Джеймса Брауна и Брайан Ино. Фела Кути утверждал, что способность Тони Аллена играть четыре отдельных ритма одновременно заставила его почувствовать, что в его группе не один, а четверо барабанщиков. Предлагаю послушать сольную запись мастера, сделанную в 1984 году: ритмический гипноз, африканский зной и приятная примесь электроники.

Игорь Цалер

Оригиал на Яндекс Дзен

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
E
P
3
8
t
M
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.