Детектив / Détective (1985)

 

 

Режиссер: Жан-Люк Годар   В ролях: Натали Бай,  Клод Брассер,  Джонни Холлидей,  Жан-Пьер Лео,  Жюли Дельпи,  Эммануэль Сенье,  Стефан Феррара,  Ален Кюни,  Лоран Терзиефф,  Орель Доазан

В неком парижском отеле совершено убийство. Группа полицейских безуспешно бьется над разгадкой преступления. Они решают под видом портье и официантов внедрится в здание и разобраться во всем на месте. Тем временем в отеле собирается весьма странная и разношерстная компания...

"В 60-е Годар снимал фильмы, потому что верил в кино - как в единственный способ высказаться; как в полигон для вопросов, которые важно не разрешить, а поставить; как фабрику нового языка и склад новых мифологий; как поле классовой борьбы. В 68-м - полностью разуверился и сменил кино на булыжник, оружие пролетариата. Потом, в 70-х, вернулся, но уже думая, что кино умерло." (Михаил Брашинский, сборник статей "Афиша. Кино. 365 главных фильмов всех времен и народов")

"Вынырнув и став старше своих революционных надежд, Годар 80-х работал для телевидения, упрямо доказывая французам невозможность киноискусства в условиях диктата кинорынка, что не помешало ему делать новые фильмы, посвященные этой самой невозможности." (Алексей Цветков).

Итак, в Париже должен состоятся боксерский поединок. В отель прибывают следующие персонажи. 

Боксер, который как мантру повторяет фразу "я побью Тайгера Джонса!" (притом, что он сам и есть Тайгер Джонс). Его девушка (Сенье) - багамская принцесса, в прошлом как то связанная с "красными бригадами". Тренер боксера (Джонни Холлидей) - усталый мачо с большими финансовыми затруднениями.

Плюс чувак с панковским ирокезом и малолетняя девочка, происхождение которой непонятно (первая роль в кино Жюли Дельпи). Вся эта команда поддержки заселяется в один номер и превращает его в сумашедший дом.

Имеется так же семейная пара работников французского аэрофлота (Бай и Брассер), находящаяся в разгаре кризиса отношений. Тренер боксера должен им денег, а позже оказывается, что у жены-стюардессы случился с ним когда-то случайный секс. Естественно, муж этому повороту событий не рад. Супружеская чета твердо намерена вернуть свои деньги, муж на всякий случай даже прихватил с собой пистолет.

Johnny Hallyday

Jean-Pierre Léaud & Aurelle Doazan

При встрече тренер говорит - подождите до субботы, мой парень выиграет бой, тогда и расплачусь. Однако сам он в этом не уверен - боксера отвлекает его зазноба, которая ходит по номеру полуголая и мешает сосредоточится на подготовке к поединку. Вообще "в номерах" у этой гоп-компании творится натуральный бардак - на всю громкость орет телевизор, юная особа играет на кларнете, багамская принцесса примеряет белье - в общем, подготовка к матчу идет полным ходом.

В это время в отель прибывает глава сицилийского клана (Кюни) с детьми и свитой. У сицилийцев есть несколько вопросов к тренеру боксера - им он тоже задолжал. Мужик понимает, что попал по полной, но кажется махнул на все рукой и меланхолично играет в бильярд.

Не стоит забывать и про команду полицейских. Их руководитель в исполнении Жана-Пьера Лео вынужден изображать из себя ушибленного на голову портье, обожающего классическую музыку. Постаревший герой "новой волны" в какие-то моменты начинает откалывать номера вполне в стиле Александра Баширова.

Под стать ему и команда - малахольная девушка, которая вроде бы невеста руководителя группы, и его похотливый дядя (Терзиефф), который норовит схватить ее за зад и доводит мадемуазель полицейскую до слез. Абсолютно все герои вооружены и становится ясно, что добром все это не кончится...

Годар не без иронии назвал свой фильм "Детектив". Все, что происходит на экране, к классическим детективам не имеет ровным счетом никакого отношения. Иногда это похоже на "Prêt-à-Porter" Олтмана, а чаще напоминает злую пародию на Киру Муратову. Кстати, режиссер сам сделал к своей картине рекламный ролик. И Годар не был бы Годаром, если бы просто дал нарезку из фильма. У него получилось отдельное произведение.

Мне кажется, что фильмы "позднего" Годара до конца понимает только он сам. Если вы все же решились на просмотр данного фильма, приготовьтесь к тому, что зрелище вас ждет крайне непростое. Это Годар, он пленных не берет.

У фильма найдутся как сторонники, так и противники. Одни скажут - "вам, простые смертные, не дано понять гения". Другие покрутят пальцем у виска и недоуменно спросят - "и что вся эта лабуда значит?" У фильма абсолютно скомканный финал (врочем, такое у Годара случается нередко). Но есть и плюсы. Чего стоит монолог старого мафиози в сортире. Он рассуждает о том, что все люди делятся на тех, кто моет руки перед тем, как идти в туалет и тех, кто моет их после. Тарантино поперхнулся бы от зависти...

Что еще сказать? Будущей жене Романа Поланского Эммануэль Сенье здесь нет и 20 лет. Большую часть своего экранного времени она проводит полуголой, но при этом все равно какая-то никакая. Хорош в роли стареющего плейбоя Джонни Холлидей, на уровне Брассер и Бай. Про Лео и говорить нечего - харизматик.

Однако мне фильм запомнится не работой этих актеров.

Годар мог сделать сцену, в которой вроде бы нет ничего особенного, но тем не менее она застревает в мозгу надолго. Вспомните, как Бельмондо проводил пальцем по губам - ну чего в этом необычного? Здесь такая сцена тоже имеется - посреди хаоса и бардака в номере боксера сидит юная Жюли Дельпи в ночнушке и играет на кларнете. И совершенно необъяснимо, отчего это так прекрасно.

Доктор Уильям С. Верховцев

Julie Delpy

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
T
a
X
w
v
k
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.