"Фантомас снимает маску" (2007)

 

Режиссеры: Андрей Кагадеев, Николай Копейкин. В ролях: Иван Турист, Александр Ливер, Николай Копейкин, Андрей Кагадеев, Алексей Бурчаловский.

Самопровозглашёные короли Санкт-Петербурга, творческая группировка с неподдающимся однозначной расшифровке, типично эсесесеристым названием "НОМ" (КЭМ, ТРАМ, ФЭКС, ЛЕФ, ОБЭРИУ – хочется продолжать художественную галерею заклинаний-аббревиатур) давно не ограничены ни семью нотами, ни бывшей шестой частью мира.

Не опознать их и среди заложников своего времени. Нетрудно представить: это они, пионеры советской эксцентрики, монтируют аттракционы в спектакле Эйзенштейна "Мудрец" или готовят по ночам плакаты для РОСТА. Или в Англии – ставят телепередачи в составе "Монти Пайтон". А вот в ревущем Нью-Йорке 70-х, заявлены в клубной афише аккурат между The Residents и Лори Андерсон.

Хармс-рок на слова сумасшедших старух с годами загустел до состояния литературы. Немудрено, учитывая, что история группы началась с рассказа ("Протез"), а её даровитые участники пишут отнюдь не в стол. Будучи почти ровесником труппы "Маски" п/у "настройщика" Георгия Делиева, Неформальное Объединение Молодёжи противопоставило одесской слэпстик-комеди могучий северный перфоманс, разыгранный городскими психами, у которых и справки есть.

Тщедушный "шаляпин" Ливер; современный Иван-Дурак, сменивший кличку на более нейтральное "Турист"; прочие братья Карамазовы-Маркс – не всё равно ли что там, за этими масками, ведь на подходе всё новые и новые личины. Вниманием питерских хохмачей уже не обойдены слонята, политические деятели, ревущие ослом учителя, безумные пасечники и даже те, кто и лица-то не имеет.

Четвёртый, после "Пасеки", "Геополипов" и "Беларуской были", полнометражный опыт студии "НОМФИЛЬМ", инициирован старинным зрительским мифом. Именно так – "Фантомас снимает маску" – по данным службы ОБС должно было называться продолжение популярной авантюрной трилогии Андре Юнебелля, популярной и народной скорее в нашей стране, чем у самих французов. Сорок лет аж прошло – а считай, всё на месте. Натоптано, да.

Антагонист похудел, конечно. Обмельчал морально, бизнес страдает (вон и холуи морщатся: "Да мы за такие деньги лучше на заводе Ситроен собирать будем!"). Зато Турист в роли комиссара Жюва – вылитый, так сказать, размороженный, де Фюнес. При том чувствуется, что в поиске образа герой предвыборных фальш-листовок "Я знаю, как спасти Россию" Жювом не ограничился, а взял шире. Вспомнил родственного персонажа Фюнеса из сериала "Le Gendarme de St. Tropez" и до кучи – Шефа из мультика "Следствие ведут Колобки". Изрядно!

Как завещал до своей творческой кончины Анатолий Эйрамджан, снимать надо быстро, дёшево и в Майами. Киноэкспедиция во Францию и Швейцарию – ход для номовцев, во-первых, концептуальный: полноценный матч-реванш мог состояться исключительно на аутентичном фоне башни Эйфеля и других прикладных пейзажей, и в том числе чудных полей и трав, никогда не знавших серпа колхозницы.

Вторая причина того, что Турист стал буквальным туристом, – вполне понятное желание повидать Диму Тихонова. Этот человек с "мясным" погонялом Ливер, осколок группы, нашёл семейное счастье за рубежом, заработок – в оперном театре, а творческое отдохновение – в выпуске сольных альбомов. Служба, получается, в угоду дружбе.

Однако, в отличие от предыдущих опусов НОМ-студии, обаяние актёрского ансамбля не затмевает тут чисто сюжетные радости фильма-погони. Он и снят (оператором с подозрительной фамилией Уродовских) в подстёгивающих для действия ракурсах: резко снизу, резко сверху, то сидя на корточках, то прыгая до потолка. К сожалению для представителей старшего поколения, кричащий заголовок ленты – одно из непременных условий игры-обманки.

Он водит нас за нос – этот самый впечатляющий российский фэн-арт на тему masked and pseudonymous со времён телекроссовера "Анискин и Фантомас" (1974, Михаил Жаров). И правильно делает. Нет тайны – нет и возбуждения у публики, нет и смысла в бесконечном приключении, бережно стилизованном под классические кошки-мышки комиссара и аса-фантома.

Хотя кое-какие ценные сведения всё же попали в руки правосудия. Досье, найденное у вражьего приспешника, сообщает те ещё секреты. Оказывается, персонаж Сувестра и Аллена – а) нацист-недобиток; б) активный гомосексуалист (в картине проще: "гомосэк"). Ох, вот как будто у нас в Мавзолее лежит не Ленин, а Фрейд, и буквы на здании соответствующие!

А ведь каким удобным было восприятие Фантомаса как "злобного духа" (и завязка у "ФСМ" характерная – старый конфликт разгорается с новой силой, стоит Фантомасу лишить Жюва …пенсии). Но, увы, ужасная правда. Стоп, а может, пункт "б" – намёк на очевидную ориентацию Жана Маре? Или это действует воспетый группой в 90-х закон "семи процентов"?

Дмитрий Буныгин / Accionmutante

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
T
m
H
i
U
n
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.