Гамлет идёт в бизнес / Гамлет вступает в дело / Hamlet liikemaailmassa / Hamlet Goes Business (1987)

Режиссёр: Аки Каурисмяки   В ролях: Пиркка-Пекка Петелиус,   Кати Оутинен,   Элина Сало,   Эско Салминен,   Эско Никкари,   Пунти Валтонен,   Мари Рантасила

"Гамлет" пошёл в разнос! С трагифарсовым треском рвётся связь времён – как брюки на заду у толстяка. С одного конца штанин – благородная жертва Оливье и Смоктуновского, боевитая оса по шею в паутине, с другого – сам уже паук, свиномордый вырожденец, чьей подлости позавидовал бы Клавдий. Даже имя-фамилия у центрального актёра Пиркка-Пекка Петелиуса какие-то вычурные! И как раз-таки этот упитанный мужчина – прямо Карлсон – в расцвете сил решает занять место своего отца – хозяина крупной индустриальной компании (и потенциальной фабрики по производству резиновых утят).

Хождение по трупам и мукам сексуального голода ведут Гамлета к заветной цели – happy end with money во что бы то ни стало. Фиг там – герой-то он герой, но не его, Каурисмяки, романа. Выйдя невредимым за рамки классического сюжета, принц Финский подписал себе смертный приговор: смерть от руки пролетария, шофёра, чего-то (теперь понятно чего) выжидавшего весь фильм.

30-летний Каурисмяки показывает чудеса остранения: о "высокой" англоманской драме не может быть речи. Лучшие декорации для кровавых разборок капиталистических акул – американский B-movie, модернизированный, но отнюдь не вылизанный как у Джармуша. И, надо заметить, Аки – прирождённый стилист! Чего нельзя сказать о его союзниках по антибуржуазному лагерю: у лёгкого, вразрез с тематикой, приятно-тягучего, комфортного "Гамлет идёт в бизнес" нет ничего общего с шероховатой грубостью работ Годара ("Pierrot le fou" (1965), "Made in U.S.A." (1966)) и Фассбиндера ("Liebe ist kälter als der Tod" (1969)).

Конечно, Шекспировым текстом пахнет – остроумно переиначенные диалоги, цинично осовремененные, но те же ситуации на месте – однако этот запах больше похож на вонь. Ведь семейка фашиствующих магнатов и процесс её разложения взяты режиссёром из "La Caduta degli dei" Висконти. Недаром Аки не впустил в сценарий кульминационный монолог Гамлета: вопрос "быть или не быть" не должен мучать детей Небытия.

Дмитрий Буныгин / Accionmutante

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Z
5
y
w
t
y
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.