Iggy Pop / Tarwater / Alva Noto ‎– Leaves Of Grass (2016)

01  As Adam Early In The Morning / I Am He That Aches With Love    03:33

02  Ages And Ages Returning At Intervals    01:31

03  From Pent-Up Aching Rivers    05:38

04  A Woman Waits For Me    04:56

05  Out Of The Rolling Ocean The Crowd    02:42

06  To The Garden The World    02:40

07  Leaves Of Grass    01:29

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Путешествие в Обратно

- Виктор Валентиныч! - Штаубе отшвырнул надкусанное яблоко, - вы меня простите, по раскладке и по знедо вы — гений, но в жизни вы ничего не понимаете!

Владимир Сорокин, «Сердца четырёх» 1991

«Юноша, самовыражайтесь быстрее!», - говорил главный герой фильма «Покровские Ворота» и был по-своему прав. Самовыражение cult artists, вышедших из возраста юношеского максимализма но так и не причаливших к консервативным берегам, принимает порой самые причудливые формы. В результате смятения души и творческих порывов на свет появляются пластинки, на которых Клаус Кински читает Маяковского, Нико - Эдгара Аллана По, Джон Кейл - Артюра Рембо, Уильям Берроуз - самого себя, Ли Скретч Перри - библейские псалмы, а Скарлетт Йоханссон - Льюиса Кэрролла.

Относиться к таким экспериментам можно по-разному. Солидный статус чтеца, неожиданный выбор материала, грамотный саунд-коллаборатор - и voilà, новый проект готов. Условно говоря, сочетание «Александр Проханов читает стихи Бродского, музыкальное сопровождение - Aphex Twin» априори вызовет интерес, хотя бы в силу своей зашкаливающей сюрреалистичности. Понятно, что Михаил Козаков или Сергей Юрский в своё время читали Бродского так, что на долгие годы закрыли тему, но голос разума замолкает, стоит лишь представить как Александр Андреевич нараспев декламирует «Если выпало в Империи родиться...» под ломаные биты Ричарда Д. Джеймса.

Не выходи из комнаты...  На Васильевский остров...  Мимо ристалищ, капищ...  Бомбардировщик... ПЗРК!   Империя!  Сталин!  Победа!  Come to Daddy!  Носочки!  Прорубоно!  Прорубоно!

Но это всё фантазии, а в реальности попытки замахнуться на Вильяма нашего Шекспира выглядят несколько иначе. Очередь из «стареющих юношей в поисках кайфа» регулярно пополняется новыми персонажами, вот и жилистый рок-ветеран Игги Поп решил отметиться в виртуальном поэтическом баттле. Выбор Игги выпал на американского поэта-классика Уолта Уитмена.

Нужно сказать, что Уитмену не впервой попадать в подобный переплёт. В далёком 1972 году Орсон Уэллс записал пластинку его стихов, а недавно свой трибьют «On Leaves Of Grass» (2014) сделали Джон Зорн и Nova Express. Как это часто случается, Зорн сочинил всю музыку, но в записи альбома участия не принимал. Изящная маримба, ориентальные мотивы, переходы от полусонной акустики в замысловатый авангард, брызги клавиш Джона Медески, дружеские подмигивания Рэю Манзареку, шум и треск японской ветеранши Ikue Mori - не совсем понятно, причём здесь Уолт Уитмен, но про Джона Зорна и его сообщников этот альбом объясняет многое.

Пионеры! О пионеры...  Я уважаю Китай, Ассирию, тевтонов и иудеев...  О дивноликий Манхэттен!  Нижний Ист-Сайд!  Орнетт Коулман!  Электрик Масада!  Лехаим!  Прорубоно!  Прорубоно!

«Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы», - сказала как-то Агата Кристи и была по-своему права. Во второй половине 70-х Игги Поп с головой окунулся в декадентствующий Берлин. Перезапуск изрядно забуксовавшей карьеры, пара альбомов с Боуи, ночная жизнь в режиме нон-стоп эротик кабаре - в Германии Игги почувствовал себя как рыба Schlammpeitziger в мутной воде.

Iggy Pop   1977   Berlin   Photo by Esther Friedman

С тех пор прошло сорок лет. Господин барон вставил себе новые зубы и решил вернуться.

На помощь герру Остербергу пришли далеко не безликие статисты-аккомпаниаторы. Дуэт Tarwater играет одну из разновидностей построка (сейчас это понятие звучит довольно условно), пропуская акустические инструменты через кучу сэмплеров и примочек. На выходе получается любопытный микс из экспериментальной электроники, хмурого нуара и альтернативного рока по-немецки.

Что до Alva Noto, то это проект одного человека, Карстена Николаи, этакого самого себе режиссёра, плотно погруженного в мир булькающей и клацающей электронной машинерии. Он делал ремиксы Джону Кейлу, работал над либретто к опере Майкла Наймана, записывал совместные альбомы с Бликсой Баргельдом и Рюичи Сакамото и вместе с тем же Сакамото соорудил саундтрек к фильму «Выживший» / The Revenant (2015), за который душка Лео отхватил свой долгожданный Оскар.

Кстати, интересная деталь - и Николаи, и оба участника Tarwater родились в ГДР. Так что пока Игги оттягивался по одну сторону от Берлинской стены, с другой её стороны среди эстрадных оркестров и серых плащей подрастало kinder-поколение со своим особым взглядом на окружающий мир.

Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!  We could be heroes just for one day!  Студия DEFA!  Дин Рид!  Puhdys!  Балет Фридрихштадтпалас!  Трабант!  Катарина Витт!  Прорубоно!  Прорубоно!

Немецкие умельцы сочинили для Игги достойное музыкальное сопровождение - альбом длится двадцать с небольшим минут, но за это время прозвучат и абстрактная электроника, и эмбиент по рецептам Брайана Ино, и чуть ли не альтернативное кантри (которое, впрочем, нелегко опознать ввиду множества посторонних электронных потрескиваний).

Игги читает Уитмена голосом человека, заглянувшего в бездну и давшего бездне заглянуть в себя. С поразительной лёгкостью он раскладывает пасьянс из масок, теней и образов. Вот простуженный каркающий ворон, одновременно герой «Круга Земного» и Эдгара Аллана По. Вот психоделический факир, заклинающий клубок внутренних змеев-искусителей. Вот вечный дед, бормочущий древний заговор над мёртвой птицей. Ну а пару раз этот театр у микрофона и вовсе до боли напоминает «The Elvis of Letters» (1985), совместный мини-альбом Уильяма Берроуза и Гаса Ван Сента, в своё время сильно недооценённый.

Однажды в интервью Rolling Stone Игги Поп посетовал таки на возраст: «Я больше не могу сделать "мостик", не могу поймать яблоко зубами». И если с мостами ещё можно как нибудь разобраться (добровольцы-акробаты при желании найдутся), то со вторым пунктом сложнее. Очень похоже, что яблоко, когда-то брошенное Генрихом Ивановичем Штаубе, теперь окончательно улетело в пустоту.

Доктор Уильям С. Верховцев

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Iggy Pop   2016   Photo by Elisabeth Caren

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6
F
K
X
P
H
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.