Jack Nicholson & Robert De Niro, The Last Tycoon (1976)

Де Ниро погрузился в подготовку к роли. Первым делом он перечёл всё, что имелось в литературе о Тальберге, а затем снова подверг себя изнурительному голоданию. Ирвинг Тальберг был человек чрезвычайно хилого сложения и страдал ревматической болезнью сердца, отчего и скончался в возрасте 37 лет. Элиа Казан начал уже беспокоиться, видя, что его звезда тает прямо на глазах в попытках добиться нужной степени истощённости. Казан несколько умерил пыл Де Ниро восторженными заверениями о его полной пригодности для роли дистрофика.

Ветеран кино Рей Милланд, видевший Тальберга в золотые годы Голливуда, говорит: «Де Ниро очень похож на Тальберга. Очень. Такой же сдержанный, спокойный и тощий». Мартин Скорсезе в это время ещё занимался «Таксистом», и наблюдать за вживанием Де Ниро в другую роль стало для него истинным откровением в работе артиста. «Между сценами, в долгом перерыве, Бобби стал примерять костюм из его другой работы, «Последнего магната». И я не узнал Боба. На двадцать минут он перестал быть Трэвисом и превратился в Монро Стара. Это было просто поразительно».

Де Ниро был в восторге от Казана. «Иногда он казался мне похожим на отца большого семейства, который не одобряет поведение своих детей, — с улыбкой говорит Де Ниро. — Он не хочет их поощрять, но всё равно он их любит». Точно так же и Казану понравился Де Ниро. Режиссёр понимал, что эта роль для Де Ниро — нехоженая тропа, и старался помочь ему чем только возможно. «Бобби никогда не играл делового человека, — объяснял Казан. — Он никогда не играл интеллектуала. Он не играл любовника. И мне предстояло открыть всё это в нём. Это была неисследованная территория души».

«Последний магнат» интересен и тем, что там создаётся контраст между Робертом Де Ниро и Джеком Николсоном — именно в тот период, когда Де Ниро оставался единственным, пожалуй, претендентом на корону Николсона.

Карьеру обоих актёров запустил Роджер Корман, но дальше они двигались разными путями. Де Ниро стремился быть актёром и готовил себя к театру, тогда как Николсон желал стать звездой экрана и сделал ряд блистательных работ, включая главную роль в фильме Милоша Формана «Полёт над гнездом кукушки». Де Ниро всегда был в напряжённых отношениях с прессой, а Николсон щедро разбрасывал интервью, с удовольствием купаясь во вспышках репортёрских фотоаппаратов.

Конфронтация была приперчена и тем обстоятельством, что продюсер «Последнего магната» Сэм Шпигель хотел пригласить Николсона на роль Тальберга, тогда как Казан стоял за Де Ниро. И в результате Николсону досталась второстепенная роль коммунистического профсоюзного лидера.

Сцены Де Ниро и Николсона просто потрясающи. Словно Пинтер заранее знал состав актёров и написал соответствующие роли специально для этой пары. Тут сошлись босс киностудии и представитель профсоюза, и потому им положено быть противниками. Но всё не так просто. На самом деле их отношения напоминают круговой танец двух волков, пытающихся без драки определить, кто сильнее. У Монро Стара есть молодость и жизненная сила, но на стороне Бриммера — героя Николсона — осторожность и хитроумие. И в конце он побеждает, буквально отправляя Тальберга в смертельный нокаут.

Сегодня стоимость производства фильмов такова, что мы вряд ли когда-нибудь ещё увидим Де Ниро и Николсона рядом на экране, и тем более интригующим выглядит их противостояние в «Последнем магнате». Свой финальный удар Николсон нанесёт через несколько лет, когда по результатам опроса американских кинокритиков станет «звездой десятилетия». Вторым в этой «табели о рангах» окажется Де Ниро — за него было подано всего на один голос меньше.

Когда Де Ниро попытался перепрыгнуть через себя в фильме «XX век», результат оказался плачевным. Участие в «Последнем магнате» было гораздо более обдуманным шагом. Он играет с большой тонкостью и достоинством, сообщая характеру Монро Стара толику привлекательной таинственности, но фильм всё равно не стал удачей. Подобно самому режиссёру, его детище — глубокая, остроумная, элегантная картина. Но для элегантности в американском кино семидесятых годов не оставалось много места — это был период насилия, ярости, нервозности. Фильм Казана оказался вне своего времени и потому не нашёл той аудитории, которой заслуживал.

Энди Дуган, «Неприступный Роберт Де Ниро» 1997 г.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

17 августа 1943 года в Нью-Йорке родился Роберт Энтони Де Ниро-младший

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
f
r
S
7
z
e
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.