John Zorn ‎– Filmworks XVII: Notes On Marie Menken / Ray Bandar: A Life With Skulls (2006)

01  Menken  (5:27)

02  Skull I  (4:03)

03  Glimpses  (6:37)

04  Mood Mondrian  (4:31)

05  Skull II  (3:30)

06  Gogogo  (8:13)

07  Moonplay  (4:42)

08  Skull III  (2:58)

09  Tango Exotique  (5:35)

10  Zenscapes  (1:07)

11  Skull IV  (1:40)

12  Arabesque  (5:09)

13  Skull V  (2:08)

14  Bolex Dancing  (1:37)

На этом диске Джона Зорна представлены саундтреки сразу к двум фильмам. Это фильм Мартины Кудлачек "Notes on Marie Menken" и картина Бет Гатальдо "Ray Bandar: A Life With Skulls".

Фильм Мартины Кудлачек рассказывает про знаменитого андерграундного режиссера Марию Менкен. Признаюсь честно - мне про нее ничего не известно. Вроде бы ее творчество оказало сильное влияние на таких людей, как Кеннет Энгер и Энди Уорхол. Подробнее про фильм можно узнать здесь.

Команда на записи саундтрека собралась такая:

"Notes on Marie Menken" - tracks 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14.

John Madof - guitar.

Shanir Ezra Blumenkranz - bass.

Kenny Wollesen - drums.

John Zorn - wurlitzer piano (track 4), alto saxophone (tracks 6, 11), bolex (tracks 10, 14)

К документальному фильму про черепа (фотографий на соответствующую тему полно в буклете) музыку делали следующие музыканты:

"Ray Bandar: A Life Witn Skulls" - tracks 2, 5, 8, 11, 13.

John Zorn - african thumb pianos.

Cyro Baptista - percussion.

Kenny Wollesen - percussion (track 5).

Как видно из плейлиста альбома, Зорн в произвольном порядке перемешал треки из разных фильмов. Результат у него получился достаточно неожиданный.

Начинается альбом с трека Menken. Звучит вкрадчивая испанообразная гитара, спокойно шебуршит на заднем плане ударник, ухает басс - получилось очень красиво и медитативно.

В Glimpses все становится значительно быстрее, ритм более собранный, опять же чувствуется отчетливый латиноамериканский привкус. Поверх ритма выписывает кренделя гитара Джона Мадофа.

Трек Mood Mondrian почему-то у меня вызывает стойкие ассоциации с фильмом "Золотой ключик". Подобной темой можно озвучить сцену, где Буратино видит дивный новый мир за холстом в каморке старика Карло.

Чтобы слушатель совсем уж не расслаблялся, его вниманию представлен джазовый отрыв Gogogo. Здесь Зорн восемь с лишним минут шарашит на саксофоне. Это прекрасный подарок всем любителям фри-джазовых безумств Джона - иногда его саксофон очень напоминает визг поросенка, которого режут.

В треке Tango Exotique создана атмосфера очень задумчивого психоделического вестерна.

Ну а дальше нас ждет еще один сольный выход Зорна-саксофониста. Мелодия Arabesque иногда начинает опасно приближаться к "Каравану" Эллингтона, потом ее уносит в свободное плавание, но так или иначе все возвращается к великой теме Дюка.

Все композиции, записанные Зорном и бразильским перкуссионистом Сайро Баптистой для Ray Bandar: A Life With Sculls выдержаны в одном ключе. У них получилось похоже на саундтрек к фильму, где герои пробираются сквозь тропические джунгли. Причем разброс таких фильмов чрезвычайно велик - музыка вполне подошла бы как к советскому фильму "Пятнадцатилетний капитан", так и к "Аду Каннибалов" Руджеро Деодато.

Один раз к Зорну и Баптисте присоединяется Kenny Wollesen, он слегка разнообразит трансовые импровизации на африканские темы.

А в треке Skull V Зорн перебрасывает мостик из тропических джунглей куда-то в тундру. Звучит импровизация на одном из северных инструментов, может быть хомусе (просто я не силен в этой теме).

В целом "черепная" часть как самостоятельное произведение звучит не слишком разнообразно - это скорее прикладная музыка. Другое дело - саундтрек к Notes on Marie Menken. Его вполне интересно слушать и в отрыве от "картинки". Стоит заметить, что ритм-секция перекочевала и в следующий проект Зорна из этой серии Filmworks XVIII. The Treatment (2006).

Что до основного гитариста, то Джон Мадоф вносит дополнительные краски в палитру музыки Зорна. Большинство слушателей привыкло, что с Джоном работает Марк Рибо, так вот здесь есть возможность услышать другую манеру игры.

В буклете Зорн очень хвалит Баптисту, и пишет, что мечтает записать с ним на двоих альбом, где звучала бы одна только перкуссия. Так же он признается, что во время записи стер себе все пальцы, играя на инструменте, который обозначен как african thumb pianos (другие названия - мбира, ликембе, калимба).

Доктор Уильям С. Верховцев

Автор выражает благодарность Ивану Титову за помощь в создании материала.

Комментарии

Наткнулся случайно на Ваш

Наткнулся случайно на Ваш блог. Теперь стану постоянно просматривать. Надеюсь, не разочаруете и дальше

Буду стараться. Спасибо на

Буду стараться. Спасибо на добром слове!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
B
b
u
n
k
w
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.