Кинопробы космической экспансии

Полет к звездам — самая романтическая мечта человечества. Поэтому нет ничего удивительного, что космонавтика создавалась не только учеными и инженерами, но и деятелями культуры: писателями, художниками, кинематографистами.

Первый технически обоснованный проект космического корабля предложил не ученый, а популярный французский прозаик Жюль Верн в дилогии, состоящей из романов «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Он придумал отправить людей в космос внутри пушечного снаряда и подробно описал, как это можно было бы сделать. Его проект выглядит сегодня наивным, но в то время он вызвал полемику у специалистов, и позднее многие из основоположников космонавтики признавались, что именно претензии к фантазиям Верна подтолкнули их на поиск иного решения и привели к ракетам.

И первый фильм, посвященный космическому полету, был снят именно по романам Жюля Верна. Речь идет о короткометражном немом шедевре Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902). Насыщенный революционными визуальными эффектами, фильм Мальеса вызвал фурор и был очень популярен — его даже украли американские «кинопираты» и крутили «левые» копии под названием «Путешествие на Марс».

Тема получила развитие. В 1920-е годы над теорией космического полета активно работали такие выдающиеся ученые как Константин Циолковский, Робер Эсно-Пельтри, Роберт Годдард, Вальтер Гоман и Герман Оберт. Появились повести и романы, в которых подробно расписывались подготовка и осуществление межпланетных перелетов. Авторы книг и фильмов начали привлекать в качестве консультантов теоретиков космонавтики. Получилось взаимовыгодное сотрудничество: художественные произведения стали ближе к реальности, а ученые получали хорошую рекламу, их идеи и достижения выходили на широкую публику.

В качестве примера такого сотрудничества можно привести киноленту немецкого режиссера Фрица Ланга «Женщина на Луне» (1929) — этот фильм консультировала группа специалистов под руководством Германа Оберта, который не только выполнял необходимые расчеты, но и попытался сделать и запустить в рекламных целях небольшую, но самую настоящую ракету. Во время Второй мировой войны Вернер фон Браун, ученик Оберта, построил первую ракету, преодолевшую условный рубеж в сто километров и вышедшую таким образом в космос, — на ее борту была изображена женщина на Луне.

Революционные преобразования в Советской России пробудили энтузиазм масс. Многие верили, что восставший пролетариат завоюет вскоре всю Землю и близлежащее космическое пространство. Откликнулся на эти чаяния и кинематограф. Фильм «Аэлита», созданный в 1924 году режиссером Яковом Протазановым по мотивам одноименного романа Алексея Толстого, стал настоящим событием в киноискусстве. Не меньшее влияние на утверждение космической темы в СССР оказал и фильм Василия Журавлева «Космический рейс» (1936), одним из консультантов которого выступил прославленный Константин Циолковский.

Однако настоящий бум в космическом кинематографе начался в 1950 году. К тому времени был уже изучен опыт немецких ракетчиков, а популяризаторы утверждали, что космическая эра наступит со дня на день. Почти одновременно Голливуд выпустил две киноленты, посвященные грядущему завоеванию космоса: «Место назначения — Луна» режиссера Ирвинга Пичела по сценарию известного фантаста Роберта Хайнлайна и «Ракетный корабль Икс-М» Курта Нойманна. Оба фильма демонстрировали перипетии полета на Луну, хотя во втором из них экипаж космического корабля в результате ошибки попадает на... Марс!

Фильмы имели успех («Место назначения — Луна» получил даже «Оскара» за визуальные эффекты) и вызвали волну подражаний: «Полет на Марс» (1951), «Проект Лунная база» (1953), «Завоевание космоса» (1955) и так далее. Создатели перечисленных кинолент не сомневались, что первыми в космос выйдут американцы. Каково же было их удивление, когда 4 октября 1957 года информационные агентства сообщили, что искусственный спутник запущен в Советском Союзе.

Внезапный триумф вызвал огромный интерес к советской науке и космонавтике. Разумеется, не остался без внимания и кинематограф. Здесь тон задавал ленинградский режиссер Павел Клушанцев. В 1957 году он выпустил научно-художественный фильм с элементами фантастики «Дорога к звездам», который оказал влияние на многих известных американских режиссеров. Фантастическая лента Клушанцева «Планета бурь» (1961), премьера которой совпала с новым триумфом — полетом Юрия Гагарина, была закуплена для проката на Западе, а затем использована при создании новых фильмов: «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Аналогичным образом голливудские деятели поступили с фильмами «Небо зовет» (1959) и «Мечте навстречу» (1963), снятыми Михаилом Карюковым, — их перемонтировали в «Битву над Солнцем» (1963) и в «Кровавую королеву» (1966).

Победы СССР показывали, что в дальнейшем США придется считаться с присутствием русских на орбитах. В результате осмысления этого факта появились очень неплохие американские фильмы о соперничестве в космосе, которое перерастает в сотрудничество: «Обратный отсчет» (1968), «2001 год: Космическая Одиссея» (1968) и «Потерянные» (1969).

После того как астронавты прогулялись по Луне, а Советский Союз отказался от дальнейшего участия в космической «гонке», сосредоточившись на освоении околоземного пространства, наступил период разочарований. Космонавтика больше не поспевала за полетом фантазии, а феноменальный успех «Звездных войн» (1977) поставил под сомнение необходимость достоверного отображения аспектов космической экспансии.

Сегодня о космонавтике нам рассказывают документально-исторические фильмы, а в кинофантастике преобладают далекие невероятные миры и инопланетные уродцы, созданные на потребу массовому вкусу. Возможно, когда-нибудь реальная космонавтика вновь окажется в центре внимания мирового кинематографа. Для этого ей предстоит вновь вернуться к романтической мечте о звездах. А для начала хотя бы слетать на Марс, устранив давнишнюю «травму» человеческого воображения.

Антон Первушин   Альманах «Другое Кино» №27   2009 г.

Florence Marly & Dennis Hopper   Queen of Blood   1966  

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
W
A
K
Z
j
F
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.