Les Vampires (1915), The Mask of Fu Manchu (1932), Mad Love (1935).


Вампиры / Les Vampires (1915)

Режиссер: Луи Фейяд. В ролях: Мюзидора, Эдуард Мате, Марсель Левек, Жан Эме, Фернан Херрманн, Стасья Напьерковска, Рени Карл

Вспомнив анекдот про то же яйцо, только сбоку, можно заявить, что авантюрно-приключенческие "Вампиры" Луи Фейяда – его же "Фантомас" (1913-15), но с феминистским духом. Главной по маскараду стала танцовщица Ирма Веп (её имя как раз и есть анаграмма слова "вампир") из шайки аристократических подонков, душа и эмблема этой армии теней.

Трико из чёрного шёлка, облегавшее 26-летнее тело актрисы Мюзидоры на манер Женщины-кошки, кружило головы и нашим, и вашим: Эйзенштейну и Кулешову; Марио Бава (прикид вора в "Diabolik") и исследователю китча Сьюзан Зонтаг. Последняя сочла Фейяда пионером жанра "camp". Леонид Трауберг в интервью подытожил: "Вампиры" – континент, на котором мы жили", опять же сводя всё к кэмпу. 

Герой лент Фейяда – жизнь как она есть (так же назывался дебют Луи в формате сериала), ускоренная в угоду зрителю, со всеми её скачками из интерьеров в революционную для раннего кино перспективу улиц. Самый популярный титр в этой, по выражению Арагона, "еженедельной эпопее" – "pendant ce temps", аналог нашего "а тем временем". Время, ввиду однообразия действия (оно, по сути, происходит в четырёх стенах), разворачивается слой за слоем, история за историей, открывая неожиданные подробности, непредвиденные ситуации и шокирующие повороты событий.

Что за главы, что за названия! "Отсечённая голова" (подсказала Дэвиду Финчеру способ упаковки Гвинет Пэлтроу), "Кольцо-убийца", "Побег мертвеца" и ещё семь длиною от 13 до 57 минут. Нет числа охам и ахам почтенной парижской публики! В один присест выяснялось, что Главный Вампир – вовсе никакой не главный, и пришедший ему на смену, ещё более мерзкий господин с пышным, не по-блатному, прозвищем Сатанас, тоже готовит себе смену.

Портативная пушка уступит место сложным ядам, мелкий воришка обнаружит в себе дар гипнотизёра, репортёр Филлип Геранд, наместник Фандора, обрастёт невестой, а его пучеглазый горе-напарник Мазаметт – проказником-сыном. Из пустяшной заявки на бульварный роман с продолжением "Вампиры", чем дальше, тем резче, перескакивают в пахнущую мылом оперу – нет, оперетку о том, что всё пройдёт, пройдёт и это, пройдёт и вот то, и вон то. На соломоновом кольце пробы ставить негде, ну а тут пожалуйста – семь часов того самого "а тем временем".

Добавлю: в 1996 году французский режиссёр Оливье Ассайяс выпустил самоироничную драму, в которой персонаж Жана-Пьера Лео ремейкизирует ленту Фейяда с участием кинозвезды из Гонконга (Мэгги Чунг в роли самой себя). "Irma Vep" – название этой картины.

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

Маска Фу Манчу / The Mask of Fu Manchu (1932)

Режиссеры: Чарльз Брабин, Чарльз Видор. В ролях: Борис Карлофф, Льюис Стоун, Карен Морли, Чарльз Старретт, Мирна Лой, Джин Хершолт, Лоуренс Грант

Приключенческая картина о противостоянии Запада и Востока стала одной из последних для голливудского старожила Чарльза Брабина. Она же и послужила закрепляющим экзаменом для его тёзки Видора, будущего постановщика "Gilda" (1946) и "A Farewell to Arms" (1957) – впрочем, уволенного через три дня после начала съёмок "Маски".

Конечно же, лента не является "фантастическим хоррором", как её частенько анонсируют, и проходит по ведомству прототипов сериала об Индиане Джонсе. Печально, но не развит мистический потенциал фильма – в таинственном облике одержимого властью доктора Фу Манчу экзотика грима затмевает источаемые персонажем зловещие эманации, что особенно заметно при сравнении восточного колдуна с устрашающим образом, созданным тем же Борисом Карлоффым – жрецом Им-хо-тепом, Мумией из одноимённой классики Карла Фройнда.

Не обошлось и без чисто актёрских излишеств: исполнительница главной женской роли Карен Морли не разобралась в жанре, а её мелодраматические выкрики и общая истеричность игры смотрятся минимум странно на фоне деловитости остальных. Мирна Лой в обычном амплуа коварной искусительницы выглядит восхитительным, но вряд ли обязательным бонусом.

Лучшее, что есть в этой слегка расисткой остросюжетке, – пыточные устройства китайца-интригана: сводящий с ума колокол, сжимающиеся с двух сторон стенки с шипами и балка, мерно спускающая связанную жертву в бассейн с крокодилами.

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

Безумная любовь / Mad Love (1935)

Режиссер: Карл Фройнд. В ролях: Питер Лорре, Фрэнсис Дрейк, Колин Клайв, Тед Хили, Сара Хейден, Генри Колкер.

Острые романтические позывы Фройнда-режиссёра не тайна – они давали о себе знать уже в "The Mummy". Но там он лишь творчески доработал канву Брэма Стокера. Уроженец Богемии, помнится, был оператором американской экранизации самого известного произведения этого писателя: КФ ополноцветил мрачные оттенки, вколов недюжинную дозу трагичности в легенду о многовековой любви чудовища к красавице (благодаря чему "сладенький" "Dracula" Копполы апеллирует больше к "Мумии" Карла, нежели к версии Браунинга).

В своём втором хоррор-опыте (перерыв съели мюзиклы и комедии) он, что называется, "пережал". В оригинале, т.е. в романе Мориса Ренара, как и в последовавшем фильме "Orlacs Hände" (1924, Роберт Вине), жуткая линия гениального пианиста Орлока, которому после аварии пересадили руки гильотинированного преступника – ведущая.

Фройнд же корректно увлёк её на дальний план, сделал из линии любовный треугольник и поставил во главу угла актёра-беспредельщика Питера Лорре, чей больной перформанс выходит абсолютно за все рамки тогдашнего представления об игре в очередном голливудском ужастике.

Безумную в своей безответности лав-стори создатель "Мумии", отбросив ложную скромность, и занёс в заглавие, дав вещи именно такое имя, а не, например, "Блади дактор Гогол".

Добавлю: после злостного перегиба Фройнду пришлось пересесть обратно за камеру, где он вскоре и обрёл своё счастье – если под счастьем понимать премию "Оскар" за операторское искусство ("The Good Earth" (1937)). Приятному событию предшествовало событие совсем уж нерадостное: в возрасте всего 37 лет от пневмонии умер Колин Клайв. Исполнитель роли Стивена Орлока знаком широкой кинопублике как Виктор Франкенштейн из классической дилогии Джеймса Уэйла ("Frankenstein", "Bride of Frankenstein").

ГАЛЕРЕЯ / GALLERY

LES VAMPIRES (1915):


*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

THE MASK OF FU MANCHU (1932):

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

MAD LOVE (1935):

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
k
1
r
k
f
V
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.