Малькольм Макларен - Интервью (1997). / Malcolm McLaren - Interview (1997).

Опубликовано в газете "Живой Звук" №9 в сентябре 1997 года.

Беседовал Юрий Яроцкий.

Легендарному Малькольму Макларену, до того как он стал менеджером Sex Pistols и устроил в конце 70-х панк-революцию, пришлось сменить немало занятий. Свою трудовую деятельность по наущению родителей он начал в качестве дегустатора вин, но эта завидная участь быстро ему обрыдла. Он погрузился в бурную жизнь, бившую ключом в английских арт-колледжах, и завёл роман с Вивьен Вествуд, вскоре прославившейся в качестве модельера. От этого союза на свет появился сын Джозеф, который владеет сейчас самым модным магазином женского белья в Лондоне.

В 80-х Макларен стал выпускать пластинки сам, в разных стилях - от рэпа до этнической музыки, всегда опережая моду. Его последний прект - группа китайских девушек, но об этом чуть ниже. В Москву Малькольма пригласил знаменитый режиссёр Андрей Кончаловский на премьеру своей версии "Одиссеи" Гомера. Первый вопрос интервью, которое человек-легенда дал "ЖZ", был об участии Макларена в этой ленте:

- Мы давно знакомы с Андреем, и когда он предложил мне подумать, как можно представить в фильме музыку, которую играли во времена Одиссея, я сразу согласился. Никто не знает, на что была похожа эта музыка. Я подумал, что, может быть, североафриканская народная музыка имела что-то общее с Древней Грецией. Я нашёл музыкантов из Египта и Судана и с их участием помог Эдуарду Артемьеву (автору музыки к фильму Кончаловского "Одиссей") создать по-настоящему дикие ритмы.

- Как Вы считаете, может ли сегодня произойти взрыв, подобный по своей силе панку?

- А такие взрывы и так происходят. Причём совсем необязательно в музыке. Взрыв может произойти в любой области. Главное, чтобы была идея и мощная энергия для её воплощения. В Англии, например, что-то подобное происходит в мире компьютерных технологий, в дэнс-музыке, даже в мире современного искусства.

- Общаетесь ли Вы сейчас с кем-нибудь из Sex Pistols ?

- Нет. Они сейчас намного старше, чем я, хотя и были младше в 70-е. Если ты не чувствуешь, чем тебе нужно заниматься, не знаешь механизмов работы культуры, то очень быстро становишься старым.

JOHNNY ROTTEN & MALCOLM McLAREN

Участники Sex Pistols сегодня - это просто люди среднего возраста абсолютно без каких бы то ни было идей. Ужасно это говорить, но они сейчас ничем не отличаются от тысяч других рок-н-ролльных команд. Им больше нечего сказать. Был момент, когда они поймали целое поколение, стали выразителем его чувств и воображения. Сейчас рок-н-ролл, как и многие другие вещи в культуре, стал товаром. Со словом "товар" ассоциируется слово "маркетинг". Как только появляютя эти два слова, сразу пропадает вся магия, всё то, ради чего это затевалось.  Панк возник для того, чтобы стать антитоваром. Когда Sex Pistols возродились, они смогли преподнести себя только как торговую марку. Вот "Мальборо", а вот Sex Pistols. Никакой разницы, всего лишь другой товар на рынке.

- После Sex Pistols Вы с разным успехом работали с Bow Wow Wow, Адамом Антом, Боем Джорджем... Что заставило Вас отказаться от карьеры менеджера и заняться музыкой самому?

- На самом деле я никогда не был менеджером. Настоящий менеджер - это, скорее, хороший бухгалтер. Я же был носителем неких идей, которые заразили меня ещё в 60-х: экзистенциализм, ницшеанство, Берроуз, Керуак, де Квинси, Набоков... Я знал, как развести правильный огонь в правильном месте и помог поколению 70-х выплеснуть накопившеюся энергию. Потом всё стало превращаться в товар, а мне становилось всё скучнее проходить через всю маркетинговую цепочку - от артиста до пластинки. Я подумал, что неважно, кто делает пластинку, важнее то, какая она. Если я всё буду делать сам, то "товарности" будет намного меньше. Я решил, что мне совсем необязательно думать о каких-то чёртовых стилях. Я мог поехать в Нью-Йорк и эаписать рэп тогда, когда этот стиль только зарождался. Мог записать диско, оперу, музыкантов из Бурунди - что угодно!

MALCOLM McLAREN - LP "FANS" (1984)

- Как Вы относитесь к современной танцевальной музыке? Станет ли она таким же значимым явлением, как и рок в 70-х, и не убьёт ли её тесная связь с наркотиками?

- В связи дэнс-музыки и наркотиков есть одна интересная особенность. Молодёжь и наркотики - это те два компонента, из которых рождается сила, двигающая культуру. В каком направлении, это уже другой вопрос, но ведь двигает! Дэнс-музыка совсем не похожа на рок. На первое место выходит аудитория - именно экзальтация толпы создаёт рэйв. На первый план выходит ди-джей, который становится известным, только если толпа начинает танцевать под него.

Вот это мне интересно. Можно взять песню Боба Дилана, положить на неё хип-хоповый ритм - и вдруг это становится частью танцевальной культуры. Рэйв возродил рок! Причина, по которой Prodigy сейчас группа номер один в мире, очень проста - они принадлежат к дэнс-культуре и их пластинки покупают молодые люди. Эта группа провела границу между двумя поколениями. Это не то, что "Pop" U2, когда далеко уже не юные люди пытаются выглядеть молодыми и модными.

- Расскажите о своём новом проекте с китаянками.

- Знаешь, когда любимая группа премьер-министра Англии Тони Блэра - The Clash, а президент Китая великолепно поёт под караоке песни Элвиса Пресли, приходится сказать, что с роком уже всё кончено. Вот что случилось с рок-культурой: сейчас это просто часть истеблишмента. Сегодня всё разбивается на категории - инди-рок, хард-рок, хэппи хаус, гараж, техно, эйсид-джаз... И так же пишут о группах, например "Ocean Color Scene - хард-рок в стиле Cream, немного панка, немного фанка..." Какого чёрта! Я думал обо всей этой мешанине, и то, что я понял, было очень просто. Они же все - караоке. Oasis - караоке, Ocean Color Scene - караоке, весь мир - караоке. Я подумал: "Если всё - караоке, то почему бы не сделать настоящее караоке". Зачем думать о концепции, зачем заявлять о своём кредо, когда можно просто взять песни за последние сорок лет. Сначала Grandmaster Flash, потом Джимми Хендрикс... Пусть прекрасные китайские девушки, которые к тому же отлично знают кунг-фу, сложат это не в пять тысяч сэндвичей, а в один, который можно съесть за раз. Они даже не ведают, что такое Led Zeppelin, но поют при этом "Dazed & Confused"... Просто фантастика! Это что-то очень свежее.

MALCOLM McLAREN - "PARIS" (1994)

- Когда Вы записывались вместе с Катрин Денев, Вы спросили у неё, что она думает о Sex Pistols ?

- Даже слова такого не говори. Нет-нет-нет... Я влюбился в испанку и уже собирался жениться на ней - впервые в жизни. Мы поехали в Париж. Там мне стало скучно сидеть без дела, и я подумал: "Может, сделать пластинку из туристических впечатлений о Париже?". Я пошёл во французскую звукозаписывающую компанию - очень старую, очень консервативную, с обширным каталогом старого джаза - и сказал: "Я хочу сделать пластинку о Париже, обо всех своих впечатлениях".  Они ответили: "Великолепно. Но, Малькольм, а не сделаешь ли ты её вместе с французскими артистами?" Я сказал: "Конечно!" Они: "Хорошо, Малькольм, мы дадим тебе контракт, который обеспечит то, что ты запишешь эту пластинку как минимум с тремя популярными французскими артистами". Вот так и получилось, что Катрин Денев просто оказалась в моём контракте. Кстати, на испанке я так и не женился.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
N
x
E
c
G
D
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.