Маяк / The Lighthouse (2019)

Режиссёр: Роберт Эггерс   В ролях: Уиллем Дефо,  Роберт Паттинсон,  Валерия Караман

Герметичный артхауз в ретро-колорите моряцких баек.

Конец 19 века, маяк где-то на краю океана. К старому смотрителю (Уиллем Дефо) присылают молодого подчиненного (Роберт Паттинсон). Шторм, еды мало, спирта много. Персонажей начинает поглощать алкогольный делирий, а излишне доверчивого зрителя бездна разверзшихся смыслов. С размаху чаще сравнивают с отечественными фильмами "Как я провёл этим летом" и "Зелёный слоник", и причины свои есть, но сходство лишь поверхностное.

Мне "Маяк" показался такой постмодернистской игрулькой, хорошо сыгранной, стильно исполненной в квадратном чёрно-белом кадре - которая забавляет и увлекает в первой половине, во второй же оставляет со скептическим прищуром, ещё если учесть, сколько там можно списать на белую горячку. Знаком сей приём - наметить побольше могучих метафор карандашиком, разбросать по поляне, зрителю нужно лишь ткнуть в нужную, найти опорные моменты, обосновать, по желанию, повоевать со ткнувшими в пункт рядом.

Сам автор нарезает круги хитрым умелым угрём, и четкую пролетарскую позицию не заявляет - каждый волен толковать по желанию. Так что кому Нептун, взывающий к почтению, кому Прометей, умыкающий огонь, кому криминальное раздвоение личности, кому курсовая на тему исследования мужского бессознательного в ограниченных локациях, крепленая фрейдистским символизмом, кому медицинский плакат о вреде чрезмерного употребления спиртосодержащих жидкостей, а кому-то просто русалка.

В принципе, это разрабатывает какие-то тропинки мышления, наверное, но вот от по-человечески сострадательного отношения к героям уводит. И претензия на честную притчу, считаю, не сработала — притча не обязана рубить с плеча, но и компилятивность ей скорее вредит, выдает ориентацию на пресыщенных любителей интеллектуальных ребусов. Так что до шторма — хорошо, после шторма - история слегка даёт фестивального петуха с щупальцами.

Автор вместо того, чтобы от души дорассказать историю всё пытается сыграть со мной в какую-то игру, а уже и не очень хочется. Поэтому увы, лишь скептический прищур. Что в фильме ценно - не артхаусные изыски постановки, а внимание режиссера Роберта Эггерса к местечковому фольклору, что хорошо сработало в предыдущей его работе "Ведьма", надеюсь, проявит себя и в будущем.

xraptor ( Живой Журнал автора )

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Willem Dafoe

Robert Pattinson

Valeriia Karaman

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
F
H
x
y
2
F
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.