Мэнди / Mandy (2018)

Режиссёр:  Панос Косматос

В ролях: Николас Кейдж,  Андреа Райзборо,  Лайнас Роуч,  Билл Дьюк,  Нед Деннехи,  Ричард Брэйк,  Олуэн Фуэр

Год 1983, дикий лесорубский штат. Дровосек Ред с подругой Мэнди живёт в дизайнерской избушке в лесных чащобах. Но тут объявляются сатанисты, которые при содействии экстремально упоротых садомазобайкеров похищают, и жестоко убивают Мэнди. Дровосек куёт злоколючий топор-кладенец и приступает к расправе.

Кровища, членовредительство, любовь к кино категории "Б" начала 80-х, к сумрачному фэнтези, к романтике поздней демонизации байкеров / ранней демонизации металлистов, и неоднозначное культурное наследие тяжкого, двадцатилетнего отходняка от хиппозного угара.

Вообще, в истории сей пугает больше всего почему-то не шизоидный главарь сектантов Иеремия (во всяком случае, ему точно нужно было поменьше произносить слово "чувак", харизма в минус), а сама Мэнди - какая-то она сильно не от мира сего, меланхоличная лесная дева с непроницаемым взором, недаром чуткий к таким материям Иеремия сразу её заприметил. Почуял какие-то родственные, хиппово-наркотические корни, видимо. Может, в одном сквоте ночевали, только всё уж позабыли. Она на него и похожа внешне, что специально подчеркивается.

Остальные-то персонажи почти карикатура. Дровосека Реда, подозреваю, мог сыграть много кто, но Кейджа правильно взяли - из-за предпоследнего кадра, в машине. Там да, точно нужен был Кейдж.

Было бы снято "тогда", можно было бы о чём-то говорить, как там любимец барышень Чарли М. скомпрометировал образ поэта-песенника, как таблетками ЛСД укатало всё поколение и т.д.. Но тут вообще не про историю, не про персонажей, а про стиль. Оммаж жанровым ответвлениям, помноженный на личную ностальгию автора, параллельный популярным ныне "Очень странным делам", только из дальней гиковской берложки и более извилистым способом.

Вязкие запилы "Кинг Кримсон", депрессивный электронный минимализм (что-то вроде "Танжерин дрим", но тяжеловеснее и хаотичнее), мультики, как из альманахов "Хэви метал", по телеку славный "Ночной зверь" Дона Долера и зловещие оповещения на случай войны с Советами. Красные прожекторы, тьма да ёлки зловещие, дым-машина, снова красные прожекторы, снова тьма и длиннющие планы под тягучий психоделический саунд. И так большую часть фильма.

Два часа кино идёт, перебор точно есть, иногда хочется всю эту красную светомузыку прикрыть рубероидом. Т.е. если сами по себе такого рода аудиовизуальные опыты тёплых чувств или культурологического интереса не вызывают, вероятно, будет скучно. Младший Косматос всё же не Линч, атмосферы-то нагнать может, но гипнотизировать статичными планами не везде умеет.

Правда, когда в дело идут топор, арбалет и бензопила, становится повеселее, хоть и так же ирреально.

Nicolas Cage

Andrea Riseborough

Linus Roache

Думы порождает, по большей части, не связанные напрямую с фильмом. В основном про то, насколько серьёзно взялись за погружение в 70-е-80-е, в том числе в совсем нишевые и субкультурные. Ну, пока терпимо, в смысле у меня может породить отклик. Вот когда новые режиссеры подрастут и возьмутся за 90-е, там уж сложнее будет, а когда за 2000-е - вообще туши свет. Культкоды поколений и подавленный эйджизм штуки суровые, сами знаете..

Почему ещё было любопытно - Панос Косматос явно человек более чем насмотренный (ещё бы, его отец как раз к созданию той кинореальности руку и приложил); и при том, что "Мэнди" только второй его фильм, ловко выкладывает слоистый композит из чисто стилевых, неконкретизированных отсылок, внимая не осмыслению содержания, которого не густо, а инстинкту: вот вам жесткий ранний Карпентер, вот арджентовская театральная подсветка, вот скрестим бурных зомбодемонов от Ламберто Бавы с байкерами из папиной "Кобры" , тоже туда просунем в щёлочку; вот неряшливый хипповый видеоарт, охолощенный артхаусной камерой, вот Клайв Баркер в ухо сопит, вот вообще какой-нибудь туманный артефакт вроде "Крепости" Манна, а сюда впихнём дешёвое фэнтези вроде "Крулла" или "Дестокера-ловчего смерти".

И ведь выходит. Срастается в нечто единообразное, единопространственное.

Искусство ассоциативного коллажа - что-то подобное наблюдаешь в картиночных блогах наподобие Tumblr, там разрозненные образы сразу формируют настроенческое облако - "Зима в Норвегии в 1975 году", "Берлинский декаданс и хочется яблочного сока", "Марксизм, фиолетовое, миндальные орешки", "Давайте заниматься аэробикой и лететь на Марс". Интересный навык, вернее механизм работы навыка. Хотя картинки картинками, а по сути Косматосу, конечно, сказать ещё нечего. Так что чтобы проникнуться, лучше быть таким же насмотренным и всю эту корзину с грибами из эпохи Рейгана нежно любить, иначе "ну что за артхаус, что за депресняк, наркоманы какие-то".

Тем не менее у меня при всём мраке и свирепости формы послевкусие от фильма было лёгкое, как от комедии - даже догадываюсь почему: ведь в лоб, всерьёз, эту историю воспримет только живший в 1983 году впечатлительный мальчик 13 лет от роду, перерисовывающий шариковой ручкой нежить с обложек "Айрон Мэйден" и топорища с иллюстраций Фразетты, а с чем, как не с иронией вспоминать детские погремушки.

И когда в финале герой уезжает куда-то в величественный фантастический трип, мы-то знаем, что наркосюрреализм останется выдуманному персонажу, сладкому экстракту из кинопродукции того периода, а проекция метасюжета срикошетила в мозг умозрительного малолетнего адресата из 83-го, который пойдёт смотреть сны с принцессами из мультиков "Хэви метал", и предвкушать, как через пару лет какая-нибудь "Нинтендо" покажет ему тот инопланетный пейзаж в смелой 8-битной графике.

Смотреть можно, но сильно на любителя, кому комфортно плавать в контексте. Визионерская трэш-сказочка для узкой целевой аудитории. Мне кино было "скептически симпатично", его сложно воспринимать серьёзно, в нём спиной ощущаешь и юношеский максимализм, и какую-то содержательную незрелость, но всё же это кино абсолютно авторское и самоувлеченное, где упоённое эстетство сумело не скатиться в беспорядочный нарратив и двухстрочный сюжет не подавило.

Что, наверное, должно внушать оптимизм в отношении будущих работ Косматоса.

xraptor ( Живой Журнал автора )


Ned Dennehy

Andrea Riseborough

Bill Duke & Nicolas Cage       Backstage Photo

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
j
2
B
F
T
Z
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.