Мёртвые не умирают / The Dead Don't Die (2019)

Режиссёр: Джим Джармуш   В ролях: Адам Драйвер,  Билл Мюррей,  Хлоя Севиньи,  Тильда Суинтон,  Стив Бушеми,  Том Уэйтс,  Игги Поп,  Селена Гомес,  Дэнни Гловер,  Эстер Балинт,  Роберт Диггс (RZA)

Драмедия Джима Джармуша про зомби-апокалипсис в отдельно, бережно взятом городке Центровиль. Нефтяники что-то там слишком радикально копнули на Северном Полюсе, Земля налетела на Небесную Ось, ночь попуталась с днём, муравьи осатанели, сыроежки выросли не с той стороны пня, а Луна развернулась боком, светит фиолетовым, неистово либрирует и волнительно вибрирует.

И вот, грешное овечество, встречайте зомби-апокалипсис.

Меланхоличные интроверты-интеллектуалы против зомби. Или вместе с зомби, сами толком не определились.

Сперва пытаешься рассудить, насколько вынесенный в заглавие тезис "мёртвые не умирают" метафоричен, коллинеарен мем-девизу "что мертво умереть не может", и применим к неторопливо разворачивающимся событиям, но дальше видишь, что Джармуш просто расслабленно медитирует под мохнатым пледиком дзэнского пофигизма. Т.е. да, скорее вместе с зомби, чем супротив.

При этом ощущение, что автор понимает, что сказать-то ему особо и нечего, когда-то свежий "магический реализм" времён «Ночи на Земле» или «Таинственного поезда» на современной пиксельной культурной подстилке уже не взрастишь, а в ностальгию ударяться не его метод. Ну, хорошо, что хоть есть силы на юмор и медитацию. Вот он и забрасывает сюжет лёгким абсурдом, игрой отсылок и удручающе лобовым морализаторством - скорее от смиренного понимания безысходности, и столь же смиренной верности выбранной форме рефлексии, нежели из идейных соображений.

Беда в том, что у меня медитативно умиляться уже не получается - наверное, слишком стал критичен; а тут и юмор не настолько тонок, и патетика не одухотворяет. В итоге только пожал плечами - уютненько, тягомотненько, в отработанном зацикленном стиле, но всё-таки "ни о чём". В этом смысле, предыдущий фильм Джармуша «Патерсон» - кино таки более осмысленное, хоть и такое же медлительное, а ведь с первого просмотра тоже "ни о чём".

Подумалось ещё. Понятно, идея Апокалипсиса в христианской парадигме штука вполне логичная и прописанная. С атеистическо-модернистской точки зрения тоже всё понятно - выживаем по мере сил, точим вилы, строим баррикады, солим помидоры, нагнетаем оптимизм, стремимся найти рациональное зерно и выкарабкаться в антиутопию послаще.

А вот из буддистских практик - непонятно что, тем более из их хипстяшной поп-адаптации. Ничего серьёзного не выходит, разве что каламбур "зомби зомби зомби" упокойно транспонируется на всё живое и на полуживое в уезде и растворяется в фиолетовых лунных пульсациях.

Необязательная заиндевелая милота для толерантных к стилю Джармуша, но видимо, так и задумано.

xraptor ( Живой Журнал автора )

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Adam Driver

Chloë Sevigny

Bill Murray

Selena Gomez

Tom Waits

Tilda Swinton

Iggy Pop

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
c
d
9
v
W
1
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.