Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!? / The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies!!? (1964)

 

Режиссер: Рэй Деннис Стеклер. В ролях: Рэй Деннис Стеклер, Каролин Брандт, Бретт О'Хара, Атлас Кинг, Шэрон Уолш, Пэт Кирквуд

Цыганка-гадалка Эстрелла и её помощник горбун Ортега затеяли очередное злодейство. Они решились устранить всех, кто может способствовать разоблачению некоей уголовно наказуемой тайны, сокрытой в глубинах жилища гадалки. Устранить, само собой, не своими руками, а руками так называемого "зомби".

Осталось выбрать подходящего дурака, загипнотизировать его и отдать зловещий приказ

Лицо дурака появляется во вступительных титрах. Это безработный и вызывающе беспечный парень по имени Джерри. Кадр за кадром, титры демонстрируют, в какое чудище превратится жертва зомбирования, если не принять мер к спасению. Поскольку в роли главного героя снялся сам режиссёр, то первый титр - это арт-портрет Рэя Денниса Стеклера в качестве фона к названию фильма, а последний титр - подпись с его именем.

А вообще-то Стеклер в роли Джерри выглядит вот так. Ну, не красавец, конечно, чего уж там.

Умирающий мир ярмарочных балаганов - мир цыганки Эстреллы - пытается вобрать в себя всё самое шумное, крикливое и манящее толпу, что предлагали 60-е. Формально, молодёжь охотно тянется к ярмарочным развлечениям. Кто откажется поглазеть на шоу двадцати танцовщиц за 10 центов?

Но если раньше, когда-небо-было-синее-трава-зеленее, глаз фокусировался на хорошенькой женщине и радовался самому факту её существования, то вытащенные наружу тайны подсознания молодого современника содержат совсем иные акценты. В ночном бреду Джерри видит кошмарный сон, где все женщины одинаково привлекательны, одинаково чудовищны и одинаково опасны. Они ничем не радуют и смотреть на них мучительно.

Таким слоняющимся бездельникам, как Джерри, город предлагает проверенный набор развлечений. Но это уже не тот работящий и деловито-суетливый город со своими тайными задворками-закоулками, где среди контраста ночи и дня родились те развлечения. Ночь как тайна пошла по рукам, все пороки выставлены наружу и продаются днём открыто за деньги, посильные каждому лоботрясу. Доступ к простейшим эмоциям механически прост. Старые формы развлечений должны либо наполниться новым содержанием, либо погибнуть в затхлых лохмотьях своего былого величия.

Тема фильма - столкновение визуальной архаики с новой эстетикой века бетонных конструкций и связанное с этим изменение стиля восприятия и мышления.

Большое авторское кино решало эту тему с постановочным размахом. Кино с небольшим бюджетом справлялось своими средствами.

Я сегодня, собственно, об этих средствах речь веду.

Фильм "Необыкновенно странные существа" обладает очень насыщенным визуальным рядом, передающим броскость, агрессивность и дезориентирующую дробность повседневной среды американского горожанина начала 1960-х.

Доминанты - вращающиеся конструкции, сдавленное/тесное пространство, пугающие мифологические чудовища из детства. Нависающее над головой и подпирающее с боков. Ловушки, преграды, приманки, зомбирующая вереница огней карусели.

Контраст рукотворного и промышленного, хаотического и геометрически стройного, потёртого и стерильного. А ещё плюшевый мишка и лоскутное одеяло. Этакий мир на перепутье, микс культуры и цивилизации, растерянно черпающий образы и символы из прошлого и из будущего, но не видящий, в чём индивидуальное лицо настоящего.

Механические куклы - внутрифильмовая аллюзия на суть образа "зомби". Одну из таких кукол Джерри держит в руках в первой же своей сцене, буквально (!) играя с собственной судьбой.

Манера съёмок разнообразна. Есть кадры, имитирующие любительскую семейную видеохронику. Есть кадры, сделанные в стиле документального кино. Есть павильонно-постановочное "салонное" обыгрывание пространства. Есть авангардистские клаустрофобные виражи-петляния камеры вокруг персонажей.

Особый шик - яркие цвета, искажённые пропорции, ракурсы "с четверенек", густые тени. Ну это так, как крем на торте, чтоб не осталось чувства незаконченности.

Иные тени бывают слишком густы. Одна из теней начала жить своей жизнью. Владелец не в восторге.

Театр ужасов - вот то единственное довоенное наследие, что переживёт любой бетон и космические амбиции человечества. Старые добрые кошмары. Преимущественно сексуальные, разумеется.

Каких же монстров могло противопоставить этим визуально прекрасным кошмарам современного подсознания культурное наследие 19 века - века великой литературы, сифилиса и продажной нищеты? Своих испуганных и безумных жертв компрачикосов? Они столь же наивны, как рукотворное ярмарочное веселье.

Старый мир (по крайней мере, каким он представлен в фильме Стеклера) умирал, его агонию мы вольны воспринимать с насмешкой или сочувствием.

Существование этих устаревших монстриков, как и злодеяния "зомби", возможны только за портьерами, занавесами, в отгороженных и затенённых клочках городской среды. На свету, на воздухе, на морском берегу такое злодеяние немыслимо, злодей всем виден и преследуем.

Финал фильма ставит точку в попытке юноши, проникшегося вполне современными идеями индивидуализма, совершить экскурс в мир патриархальных удовольствий-запретов. Произошёл полный разрыв традиции... и снос крыши.

Во Франции посреди бела дня обычный прохожий просто так пальнул в полисмена ("На последнем дыхании" Годара). Итак, отныне злодеяния станут качественно иными. Это уже не прихотливо обставленные пакостные делишки, замышлявшиеся среди теней злачных уголков большого города, а импульсы животного освобождения, открытые солнцу и ветрам.

Хрен редьки не слаще, но живём с чем живём.

Елена Комиссарова / Adzhaya

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Подборку постеров к фильму можно найти на сайте.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
w
c
w
F
u
i
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.