New Musical Express (Russia) — Музыкальные Обзоры, часть 3


David Bowie — Heathen (2002)

Дэвид Боуи уже давно вышел из того возраста, когда нужно кому-то что-то доказывать. Или когда нужно что-то выдумывать, чтобы твой альбом хорошо продавался. Поэтому «Heathen» был выпущен тихо - за исключением нескольких лаконичных картинок с изображением слепого Боуи и надписью «Heathen. 10.06.02» в английских печатных изданиях никакой рекламной кампании не было.

Для старых поклонников Боуи этого вполне достаточно. Новых, как видно, он привлекать не собирается. По всей видимости, не будет и никаких промо-синглов, видеороликов и душераздирающих признаний в интервью.

Будет лишь небольшое турне по Европе в июле и по Америке в августе. Всё правильно, альбом называется «Heathen» - язычник, дикарь, варвар. Он живёт по своим законам, и на общепринятые правила ему наплевать.

На новом альбоме нет ни одного хита (в традиционном понимании) и создаётся впечатление, что они сознательно не планировались. Первые несколько композиций - в медленном, почти медитативном темпе, лишь к середине альбома становится немного веселее и даже где-то танцевальнее.

Но в целом диск настолько философичен и спокоен, что даже не пытайтесь послушать его между делом, на вечеринке или даже в приподнятом настроении. Нет, его нужно слушать в одиночестве, в плохую погоду и когда на ближайший вечер не намечено никаких дел.

Предыдущие три альбома Боуи были исключительно экспериментальными, из которых «1. Outside» был самым интересным (и самым удачным) эксперимнтом. Беспроигрышная схема пинкфлойдовского The Wall - чёткая концепция альбома, внутри которого несколько убойных хитов. Если над этим всем стоит имя Дэвида Боуи - всё, успех гарантирован.

Боуи обещал продолжение «1. Outside», но ему стало скучно два раза делать одно и то же, и вместо этого он выпустил жёсткий, электронный «Earthling». И когда уже все подумали, что старина Дэвид ударился в альтернативу и уже никогда не вернётся к нам на Землю, он вернулся. С абсолютно новым звучанием, более традиционным, чем когда то ни было.

Это был альбом 1999 года «Hours...». Альбом, сделанный по всем правилам шоу-бизнеса, состоящий из одних хитов, рельефный почти до осязаемости, очень личный и откровенный. Все вздохнули с облегчением.

И вот «Heathen» - альбом, который всем ещё предстоит осознать, переварить и через несколько месяцев оценить. Потому что сегодня это сделать невозможно. Слишком он другой, снова кардинально непохожий на предыдущие альбомы. Одно можно сказать определённо: под такие альбомы не отрываются, под такие альбомы взрослеют.

Марк Антоний

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *

Sonic Youth — Murray Street (2002) 

Глухой, равнодушно-страдальческий, тягучий мужской голос или угловатый, неуравновешенный женский. Глухие психо-барабаны и осипшие шесть струн в руках экспериментатора-гитариста. Это всё ещё круто?

С одной стороны, почему-то да. В том случае, если до сегодняшнего дня ты слушал не больше чем два-три-четыре из пятнадцати остальных альбомов группы, наполненных примерно тем же. Но, в общем, не обязательно покупать именно эту пластинку Sonic Youth, чтобы протащиться. Можно купить любую другую. Или найти у себя дома любую другую. Послушать, подумать, вздохнуть ("какая славная музыка!") и заснуть. Или написать умный такой стих.

Семь серых, наполненных бесформенным шумом и одновременно неявными мелодиями, от 5 до 11 минут песен без конца и и начала. То ли в космосе паришь, то ли сидишь в фильтре собственного пылесоса, который следовало бы вытряхнуть ещё месяц назад. Это знакомое ощущение, потому что это знакомая музыка. Но ты не станешь выключать её, плюясь и бормоча себе под нос: "Нет, ну каззлы. Могли бы что-нибудь новенькое придумать".

Как ни крути, в результате это приятный грустный альбом. Некоторые треки с него даже по радио можно было бы прокрутить. И тогда, возможно, какие-то люди открыли бы для себя странную тронутую группу Sonic Youth. Что в этом плохого?

С первой песни создаётся укуренная атмосфера, звуки попадают в уши как будто через марлю или тонкий слой ваты. Есть движение - барабаны напоминают бормотание двигателя небольшого старого фургончика, в котором уезжаешь навсегда тёплым летним вечером.

Музыка становится ещё более тронутой, когда под конец альбома солисткой становится Ким Гордон. Её песни - дёрганные и нервные. Ну да, веселее от этого никому не становится. Но, с другой стороны, кто будет искать веселье в музыке Sonic Youth?

Аня Дородейко

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *


Beth Gibbons & Rustin Man — Out of Season (2002)

Бет Гиббонс всегда очень обижалась, если ей говорили, что в Portishead она поёт холодно и отстранённо. По её мнению, даже любимый ею суперэмоциональный Боно звучал бы как робот, пожелай он вдруг спеть что-нибудь трип-хоповое.

Бет пообещала, что когда-нибудь обязательно выпустит сольный альбом и уж на нём непременно оторвётся. В том смысле, что по накалу эмоций ей просто не будет равных.

«Out of Reason» - тот самый обещанный Бет Гиббонс страстный сольный альбом. Замечательный альбом. Ночной, мягкий и тёплый звук, задумчивый живой оркестр, атмосфера немого кино, дагеротипов и искажающих голос патефонных пластинок.

Ритм «Лунной сонаты» в катастрофически печальной песне «Show», что-то в стиле Мэри Карпентер («Sand River») и Тори Амос («Spider Monkey»), минималистичные мелодии и туманная печаль, о которой не стыдно сказать вслух даже совсем незнакомым людям. Есть даже одна песня в среднем темпе - примерно 3,5 удара в минуту - под названием «Tom the Model». Между прочим, первый сингл. Нет только обещанных страстных криков в стиле «In the Name of Love».

Даже о самых сильных эмоциях Бет по-прежнему говорит вполголоса. И это здорово.

Лиза Ли

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *


Lou Reed — The Raven (2003)

Современная нью-йоркская рок-сцена кажется вам легковесной? А как насчёт двухчасовой радиопостановки по произведениям Эдгара Аллана По в пересказе главного городского визиря художественной чернухи - Лу Рида?

Что удивительно, «Ворон» звучит гораздо интереснее, чем может показаться в пересказе. Конечно, пластинка вышла претенциозной, но сочетание рока, готических мелодий и золотых стандартов, намурлыканных Уиллемом Дефо и Стивом Бушеми, невероятно притягательно.

Сам Рид, похоже, развлекается от души, исследуя как свои архивы, так и наследие По. В этом Лу помогает его приятель Дэвид Боуи, вдруг появляющийся на «Fire Music», ремиксе апокалиптически шумной «Metal Machine Music». Но лучший момент диска - «Perfect Day», превращенная чтецом Энтони в призрачно-любовную балладу. Очень поучительно.

John Mulvey

Lou Reed & David Bowie   2006   Photo by Andrew H. Walker

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
9
j
v
A
T
H
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.