Phantom Band — Freedom of Speech (1981)

01  Freedom of Speech    3:46

02  E. F. 1    4:15

03  Brain Police    4:08

04  No Question    2:05

05  Relax    4:07

06  Gravity    5:18

07  Trapped Again    1:00

08  Experiments    3:40

09  Dream Machine    5:33

10  Dangerous Conversation    2:12

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Guitar – Dominik Von Senger

Keyboards – Helmut Zerlett

Drums – Jaki Liebezeit

Percussion – Olek Gelba

Vocals – Sheldon Ancel

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Млечный Путь Самурая

Бей в барабан о своем доверии

к ножницам, в коих судьба материи

скрыта. Только размер потери и

делает смертного равным Богу.

(Это суждение стоит галочки

даже в виду обнаженной парочки.)

Бей в барабан, пока держишь палочки,

с тенью своей маршируя в ногу!

Иосиф Бродский,  1972

На первом своём альбоме немцы Phantom Band с блеском защитили диссертацию на тему "Как записать мелодичный поп-рок альбом, если поп музыка для тебя тёмный лес" (scwarz wald - тёмный лес, нем). Безымянная пластинка 1980 года получилась образцово-показательной, и продолжение не заставило себя ждать.

Теперь профессор Либецайт и его научно-фантомный коллектив, собранный по многочисленным НИИ города Кёльн (Германия) предлагают новую тему для исследования - "Возможно ли музыканту-экспериментатору проскочить между Сциллой своих новаторских устремлений и Харибдой массового вкуса".

Вариантов тут не сказать чтобы много. Либо ты шарашишь нечто бескомпромиссно-авангардное для узкой прослойки "понимающих" (этот путь выбрали такие музыкальные самураи, как Captain Beefheart и Henry Cow). Либо надо плюнуть на заумь и следовать завету великого мастера Хаттори Хандзо "Будь проще, воин, и люди к тебе потянутся" (яркий пример - Дэвид Боуи времён Let's Dance).

Отринув сомнения и закатав рукав, Phantom Band выбирают третий путь - Млечный Путь Самурая.

Альбом Freedom of Speech начинается с того, что искажённый электронными спецэффектами голос под милитаристский бой барабанов зачитывает некий политический манифест. Всё это действо живо напоминает известный инцидент на военной базе в Итигае, где зачарованный смертью Юкио Мисима сделал свои семь шагов за горизонт.

Слушатель сразу же должен понять - щекочущая слух экзотика первой пластинки осталась далеко позади. Теперь на повестке дня эксперименты и ещё раз эксперименты. Возможно, одной из причин столь разительных перемен стали изменения в составе музыкантов. Rosko Gee, украсивший дебютный альбом Phantom Band, ушёл на вольные хлеба. Вместе с ним ушёл и Хольгер Шукай.

Парадокс же состоит в том, что проводив двух участников легендарных Can, "Фантомы" заиграли намного более изощрённо и заковыристо, иногда вплотную приближаясь к кэновскому канону. За ударной установкой остался Яки Либецайт, а с этим матёрым воином можно смело идти в любую психоделическую атаку - "у нас в полку говорят, что один Плетнёв десятерых стоит".

Я уже писал, что уроженец Ямайки Rosko Gee почему-то избегал петь регги. После его ухода руки у остальных участников коллектива оказались развязанными. На втором альбоме имеются аж два регги-номера. Нужно честно сказать, что звучит это регги в абсурдно-шизофренических обработках, сильно напоминающих опыты из "Коммерческого Альбома" The Residents.

Занявший место у микрофона Sheldon Ancel не пытается "давать Синатру", его стихия - ритмичное камлание и spoken word на околополитические темы. В этом плане показателен номер Brain Police: сквозь всполохи трущобного афробита звучит текст, больше похожий на мантру. Краткое содержание песни - "Никуда не денешься от мозговых ментов" (перевод АК Троицкого).

Тут уж впору вспоминать Уильяма нашего Берроуза.

С истинно немецкой педантичностью Phantom Band потрошат все актуальные в начале восьмидесятых жанры. Безжалостной вивисекции подвергаются туманный эмбиент и нервный пост-панк, зыбучий краут-рок и холодный синтезаторный new wave, солнечный рэгги и киношная нуар-электроника.

Дебютный альбом "Фантомов" безоглядно влюблял в себя с первого раза. Второй больше похож на сложный иероглиф. Впрочем, существует теория, согласно которой многократное прослушивание Freedom of Speech позволяет увидеть самого Хаттори Хандзо, выступающего на собрании пикейных жилетов города Черноморска.

Смотрите, вот он поправляет белоснежное кимоно и в наступившей тишине с важным видом изрекает: "Либецайт - это голова! Я бы ему палец в рот не положил"

Продолжение следует

Доктор Уильям С. Верховцев

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Phantom Band   1981


Olek Gelba   Jaki Liebezeit   Sheldon Ancel   Dominik Von Senger   Helmut Zerlett

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
S
L
c
s
C
M
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.