Предостережение святой блудницы / Warnung vor einer heiligen Nutte / Beware of a Holy Whore (1971)

Eddie Constantine & Hanna Schygulla   Beware of a Holy Whore, 1971

Lou Castel   Warnung vor einer heiligen Nutte / Beware of a Holy Whore, 1971

Magdalena Montezuma   Beware of a Holy Whore, 1971

Eddie Constantine   Beware of a Holy Whore, 1971

Lou Castel & Rainer Werner Fassbinder   Beware of a Holy Whore, 1971

Eddie Constantine & Hanna Schygulla   Beware of a Holy Whore, 1971

Warnung vor einer heiligen Nutte / Beware of a Holy Whore, 1971

Lou Castel  Eddie Constantine  Hanna Schygulla   Beware of a Holy Whore, 1971

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Ханна Шигула: Я с самого начала почувствовала, что он был «моим» режиссёром, хотя общего у нас было не слишком много: ни удовольствия от тех же развлечений, ни тех же взглядов на жизнь, кроме разве что глубокой любви к лабиринту противоречий… но одновременно всё это вместе, хотя мы никогда по-настоящему не говорили, ни об общем, ни о разделяющем. Не могу припомнить, чтобы когда-либо спрашивала РВФ о том, почему же любовь «холоднее смерти», хотя для меня любовь – это, скорее, нечто противоположное.

Кроме того, при его способе режиссуры всё происходило чаще всего без дискуссий и разъяснений. Он делал всё харизмой. Где бы он ни появлялся, атмосфера менялась молниеносно, в хорошую или дурную сторону. Подобно тому, как негативы опускают в ванночку с проявителем, он вынес на свет многое, что до того было невидимо. Резкое свечение яда или скрытые нежности. Когда он заходил на съёмочную площадку, по рядам прокатывался шёпот: «Achtung! Колдун идёт!». Нам оставалось надеяться, что он в хорошем настроении и не нуждается в адреналине.

Поскольку РВФ и сам актёр, ему нравилось при возможности слегка показать какую-нибудь роль. Прежде чем снимать сцену, он сам занимал позиции камеры и актёров, чтобы получить те кадры, которые к этому моменту уже были у него в голове или скорее в форме маленьких чёрно-белых быстро нацарапанных рисунков… и пока он обходил по траектории актёров, он при этом слегка набрасывал - иногда чуть карикатурно - то, что хотел от нас получить. И всегда бормотал: «Как-то вот так, а может, и по-другому».

А мы были его марионетками, в которых он мог вызвать своего рода собственную жизнь, потому что между петлями его ткани оставался зазор, определённая небрежность, из-за которой он при всех манипуляциях мог позволить разным вещам просто происходить самим по себе. Иногда он говорил: «Пожалуйста, ещё раз. На мой вкус, слишком нарочито». Или слышалось ровно обратное: «Мне не нравится. Слишком естественно, нормально». А Жанне Моро он говорил просто: «Just be great».

Поначалу, если ему во время съёмок что-то удавалось, РВФ скакал, как счастливый ребёнок. Позже у него был равнодушный и хищный взгляд императора, который позволял себе роскошь оживлять свои фантазмы и заставлял их танцевать перед собою, будучи одновременно властителем и рабом своей одержимости (которую сам он называл формой душевной болезни). Он проживал свою жизнь на окольных путях фильмов, делал один фильм за другим, без остановок. Возможно, за этим стояла скука человека, который слишком хорошо умел манипулировать и которому всё больше и больше не хватало неожиданного.

Но мог ли кто-либо из нас рассмотреть Фассбиндера по-настоящему? Каждый носит с собой свою тайну, а возможно, и свою смерть. Его тело нашли ночью, возле мерцающего пустотой экрана TV, в окружении инструментов его ремесла - листов, карандашей и набросков сценариев. Под конец он работал над множеством проектов одновременно. Он умер таким молодым из-за того, что очень спешил? Или очень спешил, потому что знал, что ему суждено умереть молодым? В последнем интервью, всего за пару часов до смерти и уже в полном изнеможении, он сказал: «Кажется, нужно пройти через ад, чтобы оказаться в лучшем мире…».

Перевод Александра Филиппова-Чехова

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
h
2
S
W
S
6
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.