Пускай мертвые лежат в могилах / Non si deve profanare il sonno dei morti / The Living Dead at Manchester Morgue / Let Sleeping Corpses Lie (1974)

Автор - Доктор Уильям С. Верховцев.

Просмотреть все материалы этого автора.

 

 

 

Режиссер: Хорхе Грау. В ролях: Рэй Лавлок, Кристина Гальбо, Артур Кеннеди.

Лондон, первая половина 70-х. Лето, люди дуреют в городе, атмосфера не на шутку накалена. Молодой пижон Джордж решил провести уик-энд подальше от английской столицы. Однако его мотоцикл случайно сбивает девушка Эдна, которая едет навестить сестру. Приходится Джорджу сесть за руль авто Эдны и проводить ее в провинциальный английский городок.

По приезде молодые люди узнают, что в окрестностях проводятся испытания нового химического прибора. По замыслу ученых прибор с помощью радиации должен эффективно уничтожать насекомых. Однако местные горе-мичурины не расчитали дозу облучения и в городке стали происходить жуткие и непонятные вещи...

 

Хотя действие фильма происходит в Англии, режиссер фильма Хорхе Грау далеко ушел от канонов студии "Хаммер". С одной стороны он вдохновлялся "Ночью живых мертвецов" - отсюда в фильме довольно много весьма натуралистичных сцен. Да и момент, когда герои запираются в доме, который подвергается штурму толпой оживших трупов, явно позаимствован у Ромеро.

Однако не забыл режиссер и про Марио Баву. Многие ночные эпизоды скорее всего снимались в павильоне. Игра света и тени, красивая туманная дымка порадуют глаз тем, кто любит фильмы великого итальянца.

Обязательно нужно сказать и про английские зеленые равнины фантастической красоты. Люди, выбиравшие натуру для съемок, заслуживают долгих продолжительных аплодисментов. От себя же Грау добавил экологическую линию и противостояние молодого неформала и полицейского старой закалки.

Рэй Лавлок

Рэй Лавлок играет роль городского жителя, типичного представителя нового поколения, появившегося после сексуальной революции конца 60-х. Парень бородат, недолюбливает полицию и одет по столичной моде - типичный "хиппи лохматый" по выражению Е.П. Леонова. Такому гостю местные жители явно не рады. Инспектор полиции готов свалить на городского фраера вину за все, что начинает творится в тихом городке.

Играет инспектора довольно известный актер Артур Кеннеди. Я видел его в вестерне Фрица Ланга "Ранчо с дурной славой". Как я понял, Кеннеди часто играл роли весьма суровых мужчин, не склонных к сантиментам. Его инспектор - недалекий служака, который выше всего ставит дисциплину и порядок. Перебороть свою неприязнь к городскому хлыщу он не в состоянии. Как говорится в совершенно другом фильме, - "не мы такие, жизнь такая".

На фоне противостояния двух этих персонажей слегка теряется Эдна в исполнении Кристины Гальбо. Хотя именно из за нее герой Лавлока вместо тихого отдыха попадает в такую заваруху. Оказывается, у сестры, которую ехала навестить Эдна, имеются серьезные проблемы с наркотитками. Имеется так же и муж, который борется с этими проблемами самым радикальным образом. Вспомните фильм "Игла" - ситуация весьма похожая.

Надо сказать, что выглядит эта супружеская чета так, что на ум сразу приходит фраза "краше в гроб кладут". Особенно устрашающе смотрится жена-наркоманка. В принципе, актриса в таком гриме могла изначально играть зомби.

Именно эту семейку решил посетить мертвый бомж. Он неожиданно ожил в результате того, что на близлежащих полях в лошадиных дозах распыляют какую-то хрень. По итогам дружественного визита мужу сразу настает кирдык, а жену бравый инспектор, недолго думая, обвиняет в убийстве. Единственный довод так думать: "все вы наркоманы такие".

В этот момент перед глазами встает образ легендарного майора Дронова из Усть-Кузьминска. Так и ждешь, что инспектор произнесет: "преступность совсем распоясалась!". Здесь режиссер намеренно поддал социальной сатиры. Опять-таки, передан привет Ромеро.

Однако Грау пошел даже дальше своего американского коллеги. В фильме есть момент, когда главные герои и примкнувший к ним коп по фамилии Крэйг спасаются на кладбище от настырных мертвецов. Приходится забаррикадироваться в часовне. Тот самый мертвый бомж возглавляет штурм здания и проявляет при этом недюжинную смекалку. Он выдергивает из земли здоровенные могильные кресты и использует их как таран.

Крестом и нулем разрешились пустые места

В безвременном доме за разумом грохнула дверь...

Янка Дягилева.

Тогда же становится понятно, что американский вариант имени Джорджа Ромеро "пуля в голову" на полях Англии не работает. Полицейский из ружья засадил прямо в череп одной пожилой леди, однако бабушка даже не поморщилась.

Видя, что дело пахнет керосином, Крэйг с пафосом бросает городским: - "я докажу вам, что в полиции есть и нормальные парни!". После этого бравый коп отчаянно бросается на мертвецов в рукопашную. Результат такого героизма крайне плачевен - Крэйга буквально распотрошили.

Когда на место прибывает полиция, начинается чистый цирк. Естественно, во всем виноваты городские! Возле останков своего помощника инспектор грозно бросает: - "А вот Крэйга я вам, суки, никогда не прощю!". Более того, видя развороченные могилы и разбитые кресты, этот провинциальный Мегрэ начинает шить им дело о сатанизме! Таким образом, в дело заезжих гастролеров добавляется еще одна "расстрельная" статья.

Эдна (Кристина Гальбо) - ну ни хрена себе сьездила сестренку навестить!

Однако сатира сатирой, но не стоит забывать, что это фильм про зомби. Что сказать, по части мясных подробностей Грау обошел Ромеро. Позже Джордж конечно возьмет реванш, но по состоянию на 1974 год этот фильм нагоняет больше жути, чем опус Ромеро 1968 года.

За грим в фильме отвечал Джанетто ди Росси. Созданные им мертвецы не вызывают снисходителную усмешку и в наше время - что уж говорить про семидесятые. Лючио Фульчи, впечатленный работой де Росси, позже пригласил его в свои культовые "Пожиратели плоти" ( Зомби-2 ) и "Седьмые врата ада" ( За чертой ).

Композитор Джулиано Сорджини написал для фильма очень неплохой саундтрек, он даже выходил отдельной пластинкой.

На мой взгляд, всем любителям зомби-хорроров нужно увидеть этот фильм, чтобы понять, что кровавый беспредел в Европе 70-х начал отнюдь не Лючио Фульчи. Хорхе Грау успел отличится до "Суспирии" Ардженто, "Рассвета Мертвецов" Ромеро, и целого ряда картин синьора Лючио. Однако он почему-то остался в тени этих мастеров.

Мне такой расклад кажется несправедливым, посмотрите этот фильм и убедитесь сами - он ничуть не хуже.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
k
4
f
4
E
V
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.