Рюи Ногейра - "Разговоры с Мельвилем"

Автор - Алексей Тютькин / Alex Kin

Посмотреть все материалы этого автора

Хочется начать и закончить этот пост о книге "Разговоры с Мельвилем" не очень информативными замечаниями вроде "Классс!", "Кайф!" и приц(о/ы)киваниями языком, но всё же нужно собраться и что-то артикулированное всё же написать.

Вместе с Рюи Ногейра Жан-Пьер Мельвиль обсуждает все свои фильмы - до "Красного круга" включительно. Друг режиссёра, Филипп Лабро в "Вместо послесловия" вспоминает и "Полицейского", которого я люблю, наверное, больше всех других фильмов Мельвиля. Вспоминает он и о скоропостижной смерти Мельвиля 2 августа 1973 года, свидетелем которой был.

В книге есть вот это всё - грусть, радость, смелость, жёсткость, профессионализм. Воспоминания, секреты, невозможные совпадения... Мельвиль - превосходный рассказчик, который щедро пропитывает свои рассказы подливой саспенса. И перевод Сергея Козина - превосходный, конгениальный. Я не могу (да и не хочу) судить о переводе с позиции сравнения с оригиналом; конгениальность перевода в том, что я вижу Мельвиля, но который говорит на прекрасном русском языке.

Мельвиля легко как любить, так и ненавидеть. Он из тех людей, для которых профессионализм решает всё - это, конечно же, подкупает. И он взращивает в себе твёрдые суждения - им очень сложно сопротивляться, они восхищают. В суждениях Мельвиля есть нечто набоковское - та же сила и бескомпромиссность; недаром в "На последнем дыхании", как говорит сам Мельвиль, в роли Парвулеску он отыгрывал олимпийца Набокова. Это победа субъективности, но не пустой, а подкреплённой опытом.

Howard Vernon, "Le Silence de la Mer" (1949)

Jean-Paul Belmondo, "Le Doulos" (1962)

Jean-Pierre Melville & Alain Delon

Но эта бескомпромиссность утомляла бы, если бы в Мельвиле она не уравновешивалась искренностью. Мельвиль - не хитрая лиса, прошедшая дипломатическую школу. Он хвалит того, в ком видит профессионала, творца, смельчака и подтрунивает над теми, кто не подходит критериям его мировоззрения. Лёгкие уколы "нововолнистов" именно лёгкие - в отличие от ударов шпагой другого мизантропа Мориса Пиала.

В каком-то смысле Мельвиль был святее Папы Римского, так как его знание американского кино было просто беспрецедентным: можно было бы сложить насмотренность всех синематечных крыс, но достигнуть насмотренности Мельвиля не удалось бы. В уколах ощущается и некое лёгкое разочарование, что "волна" прошла мимо (так было и у Пиала), но в нём скрыто и понимание того, что он, Жан-Пьер Мельвиль, остался стоять утёсом, когда всё схлынуло. Были фильмы "новой волны", но есть фильмы Жан-Пьера Мельвиля. В этом, конечно же, есть крайнее одиночество - самурая, тигра в джунглях.

Частное дело. Наконец-то я, прочитав главку "Правый анархист" (начинается со стр. 209), отыскал причину ярого неприятия мной дендизма правых, того дендизма который заключается в фразе "В то время все были левыми, поэтому я стал правым" (см., например, "Ночной ветер" Гарреля, история Антуана Блондена). Эта фраза мне по-кэрролловски казалась похожа по логике с, например, такой: "В то время все мылись и были чистыми, поэтому я решил не мыться и окончательно запаршивел".

И вот Мельвиль говорит (С. 209): "Мне нравится считать себя человеком правых взглядов, потому что все вокруг считают себя леваками и меня это очень огорчает". Вроде бы та же самая фраза, но далее на двух страницах Мельвиль её поясняет, и чеканный афоризм, который выковали сторонники правого дендизма, перестаёт быть таковым. И тут я понял, что меня напрягает именно огульность выбора денди ("Все вокруг были хорошими людьми, поэтому я решил записаться в НСДАП"), которой противостоит продуманность крайнего индивидуалиста Мельвиля. Он действует не от противного, не становится меньшинством, потому что не хочет быть большинством, - его позиция рождена его опытом (до 1939 года Мельвиль был социалистом).

У книги только один недостаток - её так интересно читать, что она очень быстро заканчивается. Поэтому будьте осторожны и растягивайте удовольствие.

Рюи Ногейра Разговоры с Мельвилем. - М.: Роузбад Интерэктив, 2014. - 256 с. ISBN 978-5-905712-06-7

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
R
B
T
H
h
K
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.