Советский фанк. Десять шедевров

Фанковые вибрации, заполонившие мир еще в конце 1960-х, не могли не проникнуть за железный занавес. Знойный фанк в качестве острой приправы могли добавить в свои работы советские джазмены, мятежные рок-группы, мастера эстрады. И даже бесконфликтные ВИА нет-нет да и бросались в омут с головой, пускаясь в эксперименты с новомодным саундом!

Муслим Магомаев. Город мой, Баку (1973)

Песня, без которой любой сборник советского фанка будет неполным. Абсолютно беспроигрышный боевик с потрясающей духовой секцией, бомбическим ритмом и экспрессией аккомпанирующей группы Джеймса Брауна. И все это усилено харизмой главного сердцееда советской эстрады! "Город мой, Баку" содержится на альбоме "Песни Полада Бюль-Бюль оглы". В отснятом для телевидения клипе Муслим Магомаев, воспевающий красоты родного города, похож на Шона Коннери в саге о Джеймсе Бонде.

Валерий Ободзинский. Любимая, спи (1973)

Мощная команда: композитор Давид Тухманов, поэт Евгений Евтушенко и сладкоголосый Валерий Ободзинский. Трек вышел что надо: с сочными дудками, неостановимым грувом, деревьями в мольбах, хромуче-дремучим псом, который лижет соленую цепь. И легкой долей абсурда: после признания "Знай, что невинен я в этой вине" следует отчаянный зов "Прости меня, слышишь, прости меня!"

Александр Градский. Маневры (1974)

Инструментальная композиция Александра Градского, до сих пор не изданная на CD. Украсила фильм "Романс о влюбленных" режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского. Особенный, "молодежный" настрой фильма требовал, чтобы и музыка в нем была современной. Для записи саундтрека пригласили 25-летнего выпускника института им. Гнесиных Александра Градского. Тот написал "Маневры" - по саунду настоящий blacksploitation funk!

ВИА "Самоцветы". У нас, молодых (1975)

Только послушайте эту потрясающую интродукцию! "Самоцветы" явно слушали что-то запрещенное, буржуазно-западное. Дальше следует назидательный текст о пользе труда и моногамии, но инструментальная подложка продолжает фанковую линию. Смесь комсомольского идеализма и изощренного грува.

Нина Бродская. Зелье приворотное (1978)

На сборнике песен Анатолия Кальварского прячется бриллиант - "Зелье приворотное" в исполнении Нины Бродской. Сочетание аранжировки и лирики создает ощущение психоделик-соула в духе Rotary Connection. Явные западные влияния! Не случайно спустя год после записи певица уехала в США, где и живет по сей день.

Воскресенье. В жизни, как в темной чаще (1979)

Патриарх отечественной рок-сцены Евгений Маргулис любит не только блюз, но и фанк. В составе "Воскресения" он "дал Стиви Уандера", исполнив хулиганскую "В жизни, как в темной чаще". В момент записи он был навеселе и спел без репетиций, за один дубль, после чего отправился спать. Позже песня была перезаписана группой, но уже в совершенно ином ключе, а Маргулис к тому моменту уже ушел в "Аракс".

ВИА "Веселые ребята". Никогда не поверю (1979)

Культовая пластинка "Веселых ребят" "Музыкальный глобус" содержит каверы западных хитов. Среди них есть жесткий грув "Никогда не поверю" - переделка "Never Change Lovers In The Middle Of The Night", известной в исполнении Boney M. Получилось весьма убедительно, не хуже, чем в оригинале!

ВИА "Ритм" п. р. А. Авилова. Все силы даже прилагая (1980)

У ранней Пугачевой можно найти немало фанковых номеров. Но я особенно люблю пластинку "Дискотека А". Их репертуара Аллы Пугачевой", на которой записаны инструментальные версии ее хитов. "Все силы даже прилагая" звучит не хуже, чем записи, например, Чаки Хан того же периода. Весьма упруго и качово!

"Я выпустила пластинку, которая называлась "Дискотека А". Небольшой тираж был, это была первая попытка. Но в то время слово "дискотека" запрещалось. Тогда первая дискотека была в Питере. Мы очень боялись туда ходить, но с трепетом все же приходили, и я плясала, будучи уже популярной и известной"         (Алла Пугачева, интервью журналу "ОМ", май 1997)

София Ротару. Темп (1980)

Среди песен к фильму "Баллада о спорте", написанных Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, есть диско-фанк-гимн "Темп". Его исполняет молодая, полная сил и боевого задора София Ротару. В фильме речь идет о Спартакиаде 1979 года, но чувствуется приближение Олимпийских игр 1980 года! А потому песня аранжирована по-западному, дерзко и мощно. Мне особенно нравится трогательный клавесин!

Группа Стаса Намина. Урок борьбы (1984)

Опять Полад Бюль-Бюль оглы. Этот потрясный образец карате-фанка сопровождает сцену обучения восточным единоборствам в фильме "Не бойся, я с тобой!.." Как ни странно, фильм прошел цензуру, хотя всякие поветрия вроде карате были на тот момент на полулегальном положении. Под влиянием киношного Сан Саныча и этого трека сотни мальчишек начали практиковать приемы борьбы с обязательным "Кия!"

Игорь Цалер

Оригинал на Яндекс Дзен

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
K
f
v
y
b
j
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.