Спутник / The Sputnik (2020)

Режиссёр: Егор Абраменко   В ролях: Оксана Акиньшина,  Пётр Фёдоров,  Фёдор Бондарчук,  Антон Васильев,  Вита Корниенко

Спасённые среди слепых зеркал

С юга вьюга, с ресниц неделя

Друг на друга глаза глядели

Дмитрий Озерский

1983 год. В казахскую степь падает капсула с двумя советскими космонавтами. У одного раскроен череп, в глазах второго чёрная бездна неземного ужаса. В распоряжении полковника Семирадова есть месяц, чтобы подготовить героев к возвращению в Москву, где их ожидают государственные награды и встреча с Ю.В. Андроповым. Очень скоро коридоры секретной лабаратории наполнят кляксы крови и нехорошие потрескивания, до боли знакомые заокеанскому коллеге Семирадова, майору Аллану «Датчу» Шефферу.

Дебютный полный метр режиссёра Абраменко - удобная цель для возбуждающихся по любому поводу граждан, спешащих раньше всех проорать «руки прочь» и призвать к ответу клеветников, порочащих светлый облик советской действительности. Сцена «кормления» аллиена, в которой вместо еды выступают специально завезённые по такому случаю зэки-смертники, предсказуемо вызовет у этих людей повышенное потоотделение, зуд и немедленное желание вспомнить про киношных власовцев etc. Спорить здесь бессмысленно, они оскорблены заранее, до просмотра.

Юрий Деточкин - хороший человек! И отличный работник! А вы не знаете, так молчите!

Георгий Осипов - маэстро хлёстких метафор, которого трудно заподозрить в ангажированности, - красочнее других рассказал про время и место действия «Спутника»: «Андроповская республика Сало просуществовала недолго <...> В ту пору я совсем мало смотрел телевизор, но, включив его, почему-то постоянно попадал на Пугачёву в цирковом ревю. Причём каждый раз её поднимали на верёвке куда-то под купол, а мне казалось, что это какой-то противный клоун вешается, пародируя самоубийство».

Не ведитесь на кажущуюся простоту «Спутника», это ловушка. Помимо лежащих на поверхности оммажей «Чужому» и «Хищнику» картина забита массой более изощрённых намёков и отсылок. Любителей В. Пелевина порадует сеанс гипноза с потерявшим память космонавтом и полковник Семирадов, как будто сошедший со страниц героической звёздной одиссеи «Омон Ра». Знатоки творчества Дж. Ромеро без особого труда узнают в попытке приручить монстра для дальнейшего использования в военных целях коллизию Day of the Dead (1985). Кстати, сцена с «кормлением» есть и там, так что золотые перья обновлённой версии «Фёлькишер Беобахтер» могут выдыхать. Американская военщина, как обычно, начала первой.

Отдельно надо сказать про число 108. Внимательный зритель несколько раз наткнётся на него в фильме. Что конкретно имели ввиду авторы - вопрос открытый. Тут и буддизм, и Стоунхендж, и полёт Гагарина, и астрономия, и египетские пирамиды, и средневековые оккультные практики и сериал Lost. Куда яснее ситуация с Ростовом. Это родной город режиссёра, и именно в Ростов рвётся забывший свои корни космонавт. Как сказал кто-то из классиков: «Есть вещи на порядок выше, слышишь?».

Для полнометражного дебюта «Спутник» - самый что ни на есть «торт». Фильм наполнен смачно сделанными и сыгранными сценами. Акиньшина в скафандре входит в клетку к зверю. Бондарчук вспоминает Анголу и говорит, что в жизни и сейчас найдётся место подвигу. Фёдоров гонит врачу-гипнотизёру про фельдмаршала Дюваля. Безжалостная скользкая тварь любовно обвивает куклу-неваляшку. Акиньшина поёт «Миллион алых роз» прямиком в раззявленную инопланетную пасть. Бондарчук окончательно и бесповоротно теряет голову. Сизый дымок медленно тянется из ствола пистолета, являя собой лучшую метафору ленноновсого манифеста «Happiness is a warm gun».

Кстати, в трейлере «Спутника» звучит не «Миллион алых роз», а «Песня о звёздах» из т/ф «Про Красную Шапочку». Скорее всего, продюсерам не удалось договорится по правам, и гениальная вещь Рыбникова в окончательную версию не вошла. Страшно даже представить, какую мощь и глубину получил бы эпизод, в котором Оксана Сергеевна Акиньшина тихо поёт гостю из космоса «Там на Луне, на Луне, на голубом валуне...». Нужно иметь поистине каменное сердце, чтобы не пустить в этот момент предательскую слезу.

Негромкая манера общения - вообще отличительная черта картины. За всё время главные герои, кажется, ни разу не повысили голос. Оксану с Фёдором Сергеичем сложно назвать чемпионами в области эмоций, но тут они уходят в какой-то абсолютный нордический запредел. Хорош доктор Рейгель («Ян Леонидович, а вас совесть по ночам не мучает?»). Хороши тщательно отобранные предметы советского быта и грамотное музыкальное сопровождение. Если этого кому-то мало, в самом конце их ждёт эффектный поворот в стиле The Usual Suspects Брайана Сингера. Желать большего от режиссёра-дебютанта - понапрасну гневить небеса.

Через пару лет после показанных в «Спутнике» событий Дэвид Боуи записал трек Loving the Alien. Он прозвучал погребальным реквиемом по безымянным героям советского космоса, но у нас этот номер мало кто расслышал. Белый Герцог мог сколько угодно выворачивать руки в некое подобие бинокля, чтобы рассмотреть поближе пугливых монстров. Всё это напрасная трата сил и времени. Победа при любом раскладе остаётся за Пугачёвой в цирковом ревю.

Доктор Уильям С. Верховцев

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Пётр Фёдоров   Спутник (2020)

Оксана Акиньшина   Спутник (2020)

Фёдор Бондарчук   Спутник (2020)

Нечто из дальнего Космоса   Спутник (2020)

Оксана Акиньшина   Спутник (2020)

Там на Луне, на Луне ...   Спутник (2020)

Фёдор Бондарчук   Спутник (2020)

Оксана Акиньшина   Спутник (2020)

Друг без друга светлей дорога ...   Спутник (2020)

Фёдор Бондарчук & Оксана Акиньшина   Спутник (2020)

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
K
N
8
c
i
c
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.