Суспирия / Suspiria (2018)


Режиссёр: Лука Гуаданьино  

В ролях: Дакота Джонсон,  Тильда Суинтон,  Мия Гот,  Хлоя Грейс Морец,  Ангела Винклер,  Ингрид Кавен,  Елена Фокина,  Сильви Тестю,  Джессика Харпер

Новая "Суспирия" фильм, безусловно, своеобразный. С "Суспирией" Дарио Ардженто 1977г. он не просто не имеет ничего общего, он ей настойчиво противоположен во всём и везде. Единственное сходство, фактически - магистральный сюжет с ведьмами, и то, что действие происходит в Германии в балетном училище, а главную героиню зовут Сьюзи. В остальном - в эстетике, в ритме, в цвете, в звуке, в подаче, в характерах, в метафизике, если угодно - новая версия абсоютно перпендикулярна арджентовской, и в этом тоже присутствует своя художественная ценность.

Скрупулезное сравнение - "у Ардженто так, а у Гуаданьино вот сяк" займёт бесконечное полотнище в десятки страниц, так что я осознанно от этого отстранюсь и напишу в старом проверенном стиле - что понравилось, что не очень.

Итак, что не понравилось мне в новом фильме:

Он всё же долго запрягает, избыточен в монтаже и затянут. Причём "провисает" - неверное определение, он по капельке, но равномерно норовит просочиться как через мелкий дуршлаг по всему хронометражу, транслируемые гнетущие образы депрессивной Германии конца 70-х самоповторяются и пережевываются раз за разом, с самого начала даётся слишком много вводных, задвигая все загадки куда-то в само собой разумеющееся.

Вот даже малюсенький момент, таки отсылающий к оригиналу напрямую - помните, как девушка в фильме 77-го года считала шаги? Там это полноценный драматургический мини-акт, когда сначала обращено внимание на то, что педсостав каждый раз идёт в сторону, противоположную входной двери, считаются шаги, записываются на бумажечку в блокнотик, потом по этой бумажечке героиня идёт тайне навстречу.

Здесь просто девица откуда-то знает количество шагов, и просто их считает, всё. Откуда это взялось - неясно, при этом обыграть, оформить такой мини-сюжет времени было более чем достаточно. Воспринимается странновато, то ли как технический огрех, неряшливость, то ли как ещё одна перпендикулярность оригиналу, но в изощренно расковыренных формах.

И ставлю на второй вариант, т.к. изощренная инверсия даже в таких мелких деталях, как, например, вводные титры — в оригинале «Сьюзи во столько-то вылетела из США, тогда-то прилетела в Германию», т.е последовательность; здесь «история в шести частях с пролом и эпилогом», т.е. общее, план-структура.

Повороты сей истории таки да, не внезапны. Спойлеры на видных местах, шиты толстенной белой нитью. Кто там основная ведьма ясно с первого взгляда. Какой-то идиотизм с якобы интригой про Тильду Суинтон, загримированной под престарелого профессора. Видно ведь невооруженным взглядом, и то что грим, и то что Суинтон. Зачем этот карнавал понадобился, непонятно. Кроме как из маркетинговых соображений, ну или просто "для прикола".

Где-то восхваляли саундтрек. Вообще не проникся. Не знаком с творчеством Тома Йорка из группы «Radiohead», вернее слышал, но прошло мимо меня - но по мне так электронный саундтрек невзрачный, и даже заунывные необаллады, использованные вполне аккуратно - не впечатлили.

Скажем, первое что в голову тумкнуло - Боуи в "Бесславных ублюдках", вставленный в похожее эмоциональное окно - куда проникновенней.

Или вот японцы такое раньше любили, как там какие-нибудь Мики Сугимото с Рейко Ике включали катушечник с пронзительной романтикой в брутальных кульминациях с поножовщиной. Миллион примеров можно вспомнить, приём расхожий. Ну а куда уж до группы "Гоблин", конечно.

Что понравилось:

На фоне большинства хорроров получилось однозначно неглупое, авторское и оригинальное кино. По-своему изобретательное, глубже, продуманней оригинала. Но оно и понятно, это не "кино ради кино", не высокохудожественный хоррор, как фильм Ардженто, это глубокоумышленный артхауз с элементами хоррора. Во всяком случае, мне было интересно.

Dakota Johnson

Tilda Swinton

Chloë Grace Moretz

Dakota Johnson & Mia Goth

Мне понравилась увязка между танцем и ведьминским ритуалом, она проработана очень впечатляюще, логично, ярко. Я вот никогда не понимал балет, танец, но тут он стал ближе. И образ танцевального сообщества, влитый в мрачный социальный контекст, по всему спектру, от резких модерновых постановок до быта, от политически озабоченной панкоты до немолодого обывателся с прошлым, чувствуются клокочущие слои тугого немецкого андеграунда в подстрочнике. Хотя что-то вот не верится что такой уж шухер с без пяти минут военным положением был из-за леворадикалов, с политобстановкой какой-то гротеск, как показалось.

Неожиданно понравилась актриса Дакота Джонсон, в ней есть такая волнующая грубоватая потная витальность, и взгляд молодой откормленной волчицы. Сразу читается, что она порвёт всех заскорузлых архивных тёток-ведьм и не подавится.

Вообще если б не ружьё на стене, фабула интересна - девушка, выросшая под психологическим давлением религиозной общины, знающая внутренние механизмы женских сектантских змеюшников вдоль и поперёк, научившаяся себя им осознанно противопоставлять, вырвавшаяся «на волю» - попадая в созвучную среду уже готова к бойцовской стойке при малейших намеках на психологическое давление. Встречал это свойство характера в панках старой формации из экстремально традиционных семей - чуять любителей манипулировать за километр.

Собственно вот оно, воля личности в тоталитарных болотцах и реакция этой личности на схожие системы, но уже обладающие мистической, колдовской силой и действующие в соответствие с мифом, но главное - не человеческие, отторгающие психоаналитические выкладки по сути своего происхождения. Если бы Гуаданьино на двух третях фильма остановился и не стал бы накручивать взаимоотношения внутри ведьминского коллектива, было бы умнее, как мне показалось, и не так перегружено.

Главное, пожалуй - история снята с точки зрения моралиста-материалиста. Всё тот же конфликт двух природ зла - психологически обусловленного и мистического, каждый раз упирающийся в тупик при противопоставлении в лоб, т.к. когда режиссер заявляет что суть в зле человеческом - вся мистическая часть обращается в детские фантики, а шабаш ведьм в карнавал шутов гороховых, нужных только как жанровое заигрывание. Так и тут, финальное представление при всей своей сочности, таки сумевшей народиться из серых асфальтовых интерьеров, вызывает уже усмешку, столь знакомую на игривых постмодернистских хоррорах.

Забавно также внутреннее наблюдение о контрасте подхода условных "материалиста-гуманитария" и "материалиста-технаря" - там где материалист-гуманитарий манкирует субординацией демонических сущностей и ставит точку на этических выводах, материалист-технарь краем нечестивого мозга вспоминает сериал "Сверхъестественное", пытается представить логику инфернального менеджмента и недоумевает: ведь вроде всё ясно - допустим, есть старая община ведьм, бесполезных мелочных злобных тёток, окопавшихся в каких-то замкнутых на себе культурных организациях среди пыльных занавесов, стопок макулатуры, картотечных ящичков, нагромождений архивного реквизита, печатных машинок и календарях с Пугачёвой-да-котиками, мышиных погрызах да вахтах с кроссвордами. Блюдут там какой-то свой окуклившийся элитаризм, занимаются, в общем-то, выживанием, да мелкими пакостями, особо эффективного зла не творят, вон от террористов каких чистосердных зла поболе будет.

Mia Goth

Jessica Harper

Dakota Johnson & Mia Goth

Sulvie Testud

И вот начальство решается на апгрейд системы, и присылает молодую да энергичную, которая старую тусовку в расход, по суровым законам Ада. Только что дальше, не уточняется. Как будем молодёжь растлевать? Как оправдаете бюджетные средства, Бафометом вам выписанные, чёрным копытцем заверенные, пентаграммой пропечатанные? Нет плана, нет ответа, весь концепт валится. Ну можно какое-то время помаскироваться под разных педагогов по очереди. Единственный толковый план, приходящий в голову - инсценировать взрыв и списать всё на героиню Хлои Морец, якобы всё-таки записавшуюся в ячейку RAF и по неосторожности подорвавшую танцшколу во время репетиции.

И тут какой-то очередной культурный ступор постигает. "Конфликт конфликтов", что нам делать с проблемой зла в христианской мифологии и обволакивающей её суеверных дикостях а эпоху рациональности и победы психоанализа. Так и осталось непонятно, что делать.

Вознося некую гуманистическую сверхидею, а здесь в финале сводится именно к рефлексиям, отсылающим к чувству вины в связи с трагедией середины 20-го века, режиссер махом нивелирует всю мистику.

Фактически все персонажи, кроме пожилого профессора, со своими взаимоотношениями, характерами, мотивациями обращаются в пыль, говорят зрителю, что по сути их нету, ведь в них уже не веришь - это рядовая ведьма может полюбить пастушка, а Мать Вздохов растрогаться до милосердия к людишкам не может, она ж чистое зло, ей плевать на текущий политический момент, для неё люди неизменны, а хозяин известен.

Вот, например, недавний независимый фильм «The VVitch: A New-England Folktale» в каком-то смысле и чище, и честнее. Единственная лазейка здесь для свободолюбивого морально стойкого современника - дохристианские мифологические истоки, с ними всегда проще, там женское естество, природные стихии, вселенский баланс и прочий конформизм.

Знаю, Германия с Берлинской стеной, гендерные психозы — может и пытаешься где-то подумать об «Одержимой» Жулавски — но нет, всё-таки ничего близкого, несравнимые по мощи вещи.

Ну а печаль здесь, наверное, в том, что сначала выстраивая аутентично воспринимаемые образы всяких демонов молодости цивилизации, а потом заставляя их следовать этике современности, гружёной и нелёгким историческим багажом, и новыми веяниями со всякими -измами, режиссер их из лучших побуждений добивает. Ну артхауз ведь, кино с серьёзном лицом, что вы хотите - а вопрос уместности всё же остаётся, как бы при этом не остаться с голым морализмом да с математическими абстракциями.

И ничего такого не вытворяет фильм Ардженто, который просто из этого культурного наследия честно следует, разве что с бокового искривленного переулка со стоянкой передвижного цирка за три лиры.

Получается, идейно, интеллектуально фильм Гуаданьино может и более веский, но культурно значимей всё равно арджентовский. И конечно, зрителю лучше крепиться быть готовым именно к артхаузу со всеми вытекающими, а не к простому мистическому джалло про ведьм.

xraptor ( Живой Журнал автора )

Tilda Swinton

Dakota Johnson

Chloë Grace Moretz

Ingrid Caven

Tilda Swinton    Luca Guadagnino    Dakota Johnson    Mia Goth

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
N
k
H
s
B
W
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.