Танго Кикоин (Жерар Кикоин - 5 Фильмов) / Tango Kikoïne (Gérard Kikoïne - 5 Films)

Автор - Доктор Уильям С. Верховцев

Посмотреть последние 20 материалов этого автора

Brigitte Lahaie & Alban Ceray    Education of the Baroness / Parties Fines (1977)

Anthony Perkins    Edge of Sanity (1989)


Robert Vaughn    Edgar Allan Poe's Buried Alive (1990)

"У нас здесь флагелляция или изба-читальня?" На вопрос пелевинской лисы А Хули французский режиссёр Жерар Кикоин мог бы ответить: "У кого как, мon сhéri, а у меня 50/50".

Про флагелляцию Кикоин, один из столпов золотого века французского порно, знает не по наслышке. Что до литературной составляющей, то и здесь у месье Жерара всё в порядке - на его счету экранизации Роберта Стивенсона и Эдгара Аллана По.

Список режиссёров, умудрявшихся совмещать настолько разные жанры, не так уж и мал. Навскидку вспоминаются Эд Вуд, Джесс Франко, Жан Роллен, Клод Мюло, Джо Д'Амато. Однако штука в том, что все они имели за плечами опыт работы в большом кино, а в XXX-индустрию подались не от хорошей жизни. Для Кикоина же съёмки порнофильмов изначально были не вынужденной подработкой, а основным источником дохода. Тем не менее, он сумел выбиться в люди - в его поздних фильмах играли Энтони Перкинс и Роберт Вон, Дональд Плезенс и Оливер Рид.

Странному и извилистому пути этого самобытного режиссёра и посвящён данный обзор.

Внимание! Публикация содержит материалы, не рекомендованные к просмотру лицам моложе 18 лет и людям с неустойчивой психикой. И не говорите потом, что вас не предупреждали!

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Обучение Баронессы / Education of the Baroness / Parties Fines (1977)


Режиссёр: Жерар Кикоин   В ролях: Бриджит Лаэ, Мод Кэролл, Албан Сирей, Жак Гатто, Патрис Шерон, Susan Deloir, Ришар Биготини

Баронесса Соланж скучает - муж всё время в разъездах, в квартире остались только она и молодая служанка Алиса. Полуденный сон баронессы прерывают двое внезапных гостей. Один из них - франт и ловелас месье Финч, второй - слепой на один глаз аккордеонист Жан. Визит этой странной парочки мадам Соланж забудет нескоро.

Бесспорная классика французского порно, золотой стандарт и эталон, фильм этот вывел Жерара Кикоина в высшую лигу Adult Cinema. Кикоин, работавший монтажёром у Джесса Франко в его второй "французский период" (1973-1974), по всем статьям перещеголял испанского маэстро. Пока Франко потоком лепил dirty movies о женщинах за решёткой, его подмастерье снял камерную историю, далеко выходящую за рамки простого фильма для взрослых.

"Обучение Баронессы" странным образом перекликается с советским телехитом "Здравствуйте, я ваша тётя!", снятым двумя годами ранее. И там, и там - игра в ретро и кипение страстей в закрытом пространстве павильона. Элегантное синее платье с бахромой, одетое на Бриджит Лаэ, смотрится как французский ответ зеленой занавеске с плеча Александра Калягина. Полосатый костюм месье Финча (Албан Сирей) бросает вызов шикарному пиджаку судьи Криггса (Армен Джигарханян). Служанка Алиса (Мод Кэролл) втихаря пьёт шампанское и дымит папиросами, совсем как невозмутимый Брассет (Валентин Гафт) - сигарой. Полуслепой Жан наяривает на аккордеоне мелодии café-chantant. Кажется, ещё мгновение и кто-нибудь из французов отвлечётся от оргии и запоёт "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети" (лично я поставил бы на Мод Кэролл).

Maude Carolle

Alban Ceray   Brigitte Lahaie   Maude Carolle   Jack Gatteau

Alban Ceray & Brigitte Lahaie

Brigitte Lahaie   Maude Carolle   Jack Gatteau

Ещё одна странная параллель - первертная трапеза, во время которой баронесса прислуживает за столом гостям и Алисе. Вспоминается рассказ Хармса про голую еврейскую девушку и молоко из чашки - разница лишь в том, что вместо молока используются французские деликатесы (режиссёр вовремя взял себя в руки и лютовать на манер пазолиниевского Salò не стал). В это же самое время муж баронессы вдали от дома занимается всякими непотребствами с брюнеткой-доминатрикс - там в ход идут морковь, огурцы, бананы и даже эклеры.

Если вывести за скобки два этих спорных эпизода, фильм у Кикоина получился на загляденье. Бриджит Лаэ и Мод Кэролл в винтажныж платьях и с аккуратными причёсками дают сто очков форы нынешним татуированным и силиконовым порностарс. Над головой у Лаэ уже отчётливо заметно сияние короны звезды №1 французской adult индустрии. И корона эта Бриджит совершенно не жмёт.

Другое дело Мод Кэролл. Мадемуазель Алиса так и осталась её высшим достижением, хотя девушка дважды снялась у декадента и певца вампирской любви Жана Роллена, да и с Кикоином ещё поработала. Порнокарьера Мод была довольно насыщенной, но краткой - она исчезла с радаров в начале восьмидесятых.

Кикоин придумал для фильма изящный финал. Обучение баронессы закончено, странные гости покидают дом. И тут вдруг оказывается, что вся эта история, вполне возможно, просто приснилась прикорнувшей после обеда мадам Соланж. А может, и не приснилась: в томных глазах Бриджит Лаэ застыл вопрос, который недавно озвучила другая "мадемуазель Алиса" - прекрасная хулиганка из города Санкт-Петербурга:

Дала, не дала? - не могу понять

Брала, не брала? Блядь или не блядь?

Désolé pour mon mauvais français

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Выставка Удовольствий / La Vitrine du Plaisir / Tout Pour Jouir (1978)

Режиссёр: Жерар Кикоин  В ролях: Паскаль, Бриджит Лаэ, Мод Кэролл, Албан Сирей, Жак Гатто, Susan Deloir, Кэтрин Грайнер (Кэти Стюарт), Доминик Авлин

Парижская журналистка Паскаль по заданию редакции делает большой материал про порноиндустрию. Девушка регулярно появляется на съёмочных площадках XXX-фильмов и берёт интервью у актёров и актрис взрослого кино. Бриджит Лаэ, Албан Сирей, Жак Гатто и другие делятся мыслями по поводу роли порнографии в современном мире под видеоряд своих лучших работ.

Второй раз Жерар Кикоин снял фильм, выходящий за рамки обычной порнографии. Странная полудокументальная картина даёт редкую возможность увидеть изнутри процесс создания порнофильмов. В кои-то веки можно заглянуть в тёмную подсобку, находящуюся позади светящейся неоновым светом порочной витрины удовольствий.

Кикоин беззлобно подтрунивает над зрителем - в начале фильма он показывает сцену оргии, которую рисует разыгравшееся воображение главной героини, перед тем, как она впервые переступит порог съёмочной площадки. Голые режиссёр, оператор и осветитель, похотливые гримёрши и девушка-"хлопушка", высасывающие из мужиков жизненные соки - в общем, народ к разврату готов.

На самом деле всё гораздо прозаичнее. Журналистка видит обычный рабочий процесс: гримёрши припудривают попы актрис, оператор настраивает фокус, мимо снуют осветители - все заняты своим делом. В перерывах между съёмками актёры отклеивают фальшивые усы, актрисы смывают грим, накидывают халаты и общаются с дотошной репортёршей Паскаль.

Brigitte Lahaie

Brigitte Lahaie & Maude Carolle

Где-то треть фильма занимают рабочие моменты съёмок Обучения Баронессы. Смотреть на то, как Бриджит Лаэ и Мод Кэролл выслушивают указания режиссёра и одновременно поддерживают в тонусе своих коллег-мужчин, довольно занятно. Бонусом идёт совместная девочковая сцена Бриджит и Мод, которая не вошла в окончательный вариант "Parties Fines".

Ещё один забавный момент - эпизод, в котором Албан Сирей по очереди дарит свою любовь обеим мадемуазелям, а его одноглазый коллега жгёт на аккордеоне, что твой Валерий Ковтун. В действительности музыку подложили позже, а во время съёмки Жак Гатто беззвучно растягивал меха инструмента. Слышны лишь стрёкот камеры, команды режиссёра и постанывания актрис.

Ближе к финалу на съёмочной площадке появляется кучерявый усач Доминик Авлин и фильм делает резкий шаг в сторону хардкора. Кстати, для немецкого рынка La Vitrine du Plaisire переименовали именно как Hard Core и германская версия длиннее французской аж на шесть минут. Боюсь даже представить, что такого надо было наснимать, чтобы это вырезали из порнофильма.

Переписку Энгельса с Каутским они там вслух читают, не иначе...

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Хозяин холма Драгонард / Master of Dragonard Hill (1987)

Режиссёр: Жерар Кикоин   В ролях: Оливер Рид, Патрик Варбертон, Кимбер Сиссонс, Эрта Китт, Херберт Лом, Клаудиа Уди, Рон Смержак, Деннис Фолбидж

Маленький остров в Карибском бассейне

Был англичан, а теперь ничейный

Власти воруют, народ голодает...

Песня Mama Zuzu из репертуара ВИА "Запрещённые Барабанщики" на удивление точно описывает положение дел на острове Сент Джозеф. Пожилой губернатор острова - дядька в белом парике, с выбеленным лицом и мушкой на щеке - был злодейски заколот ножом в спину. Губернаторская дочка Арабелла - распутная блондинка с лицом Ольги Бузовой - назвала имя убийцы, это чернокожий раб Калабар.

На экстренном собрании городского совета и.о. губернатора становится капитан Шенкс. Первым делом новый губернатор заявляет, что пора бы уже разобраться с либеральной сволочью и навести порядок на вверенной ему территории. Простые граждане горячо поддерживают эту инициативу. Вскоре на главной площади острова засвистели нагайки, а все несогласные с новым порядком объявлены врагами родины и подрывными элементами.

Движение сопротивления кучкуется вокруг молодого помещика Ричарда Эбди. Он не поддерживает закручивание гаек, дружит с чёрным населением и догадывается, что с убийством губернатора всё не так просто. Конфликт двух мировоззрений неизбежен, вскоре в дверь усадьбы Эбди стучит вежливый сержант с бесцветными глазами и достаёт постановление об аресте и ордер на обыск.

Вдоволь наевшись хардкором, Жерар Кикоин постепенно дрейфовал в сторону массового кино. В 1984 году он начал сотрудничать с английским продюссером Гарри Аланом Тауэрсом, "Драгонард" - их третий совместный проект. И, положа руку на сердце, не самый удачный.

Денег на фильм Кикоин получил немного, пришлось обходиться молодыми смазливыми актёрами из сериалов (тут есть девушка, снимавшаяся аж в "Санта-Барбаре"). Молодежь вчистую запорола свои роли. Будто устроив конкурс, все они безбожно халтурят и переигрывают. Фильм вытягивают ветераны Оливер Рид, Эрта Китт и Херберт Лом. Рид хорош в роли вцепившегося мёртвой хваткой во власть тирана Шенкса. Джазовая певица Эрта Китт сыграла хозяйку борделя Наоми, а Херберт Лом - старого морского волка, у которого давние счёты с капитаном Шенксом.

Herbert Lom

Patrick Warburton & Oliver Reed

Eartha Kitt & Martin Dewee

"Драгонард" местами похож на индийский боевик, только без песен (для оживления действия Кикоин вполне мог бы вставить какой-нибудь музыкальный номер, раз уж в фильме снималась Эрта Китт, но почему-то этого не сделал). Все "наши" выглядят и ведут себя как пионеры-герои из советских детских книжек. Ну а все "фашисты" здесь такие гадские гады, что покойный Андрей Панин обзавидовался бы. Забавно, что на стороне светлых сил выступают хозяйка борделя, циничный усач-контрабандист и накачанный негр с томным взглядом, похожий на кузена фассбиндеровского Уайти. Такой вот карибско-французский постмодернизм.

Совершенно понятно, что против такой убойной команды реакционеры бессильны. Кульминация фильма - штурм голоштанными чёрными воинами крепости, где в темнице томится красавица-жена помещика Эбди. Сигналом к атаке становится ритуальный бой туземных тамтамов, а сама сцена штурма - неожиданный привет Михаилу Ромму и его "Ленину в Октябре". Только снято всё так, будто в режиссёрском кресле Ромма подменял итальянский трэш-маэстро Бруно Маттеи.

В финале супруги Эбди воссоединяются среди обломков старого мира, а городской совет единогласно голосует за мистера Эбди, нового губернатора (этот же совет совсем недавно так же единогласно избирал тирана Шенкса). Власть на острове больше не меняется, самое время ещё раз вспомнить песню "Запрещённых Барабанщиков":

Маленький остров в карибском бассейне

Был англичан, а теперь ничейный

Здесь правит не тот, у кого есть бумага,

А тот у кого длинней джага-джага

Хотя, глядя на ухоженного хлыща Ричарда Эбди, я бы поспорил.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

На Грани Безумия / Edge of Sanity (1989)

Режиссёр: Жерар Кикоин   В ролях: Энтони Перкинс, Глайнис Барбер, Сара Маур Торп, Дэвид Лодж, Бен Коул, Джил Мелфорд, Лиза Дэвис, Ноэль Коулмэн, Бриони МакРобертс, Клаудиа Уди

Доктор Джекилл изобрёл удивительное лекарство, которое произведёт переворот в медицине. Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы и переворот случился с личностью самого Джекилла. После неудачного лабараторного эксперимента на свет появляется мистер Хайд - альтер эго доброго доктора Айболита.

Хайд тёмным ангелом смерти носится по злачным кварталам Лондона. Сверкает в ночи лезвие скальпеля, мостовые района Уайтчепел обильно "окроплены красненьким", неуловимый убийца воплощает в жизнь строки из песни Егора Летова:

Буйная кpовь пpосится на волю

Буйная кpовь пpосится наpужу

Пpосится — так выпусти — пусть себе гуляет

Пpосится — так выпусти — пусть себе идёт

Энтони Перкинс знал, что неизлечимо болен СПИДом и превратил этот фильм в свой жуткий бенефис. Карьера его к тому времени неумолимо шла под откос. Далеко позади остались Психоз Альфреда Хичкока и Процесс Орсона Уэллса. В восьмидесятые изрядно потрёпанный жизнью "Норман Бейтс" давил сок из сухофруктов, снимаясь в "психозовских" сиквелах и подхалтуривая на телевидении.

Роль Джекила / Хайда наконец-то дала возможность показать все грани актёрского дарования Перкинса. Его перевоплощение в Хайда по-настоящему завораживает. Мертвенно-бледный цвет лица, подведённые чёрным глаза - временами создаётся впечатление, что на экране не просто маньяк-убийца, а тысячелетний вампир, питающийся кровью своих жертв.

Кстати, гонорар Энтони Перкинса за фильм составил 666 тысяч долларов. Как говорил по совершенно другому поводу телепроповедник и борец с мировым злом Дмитрий Киселёв: "Совпадение? Не думаю..."

Нужно сказать, что Перкинс просто подминает фильм под себя. Остальные актёры в большинстве своём известны по сериалам, играют они без провалов, но и особо не запоминаются. В небольшой роли хозяйки борделя мадам Флоры отметилась Джил Мелфорд - довольно известная актриса, в первой половине шестидесятых игравшая в таких фильмах, как Слуга Джозефа Лоузи и Жарковато для июня Ральфа Томаса.

Безусловно, это лучший фильм в режиссёрской карьере Жерара Кикоина. История Джекила и Хайда перемешана здесь с рассказом о Джеке-потрошителе. Бюджет опять был небольшим, поэтому викторианский Лондон снимали в Будапеште. Тем не менее, по картинке это самый "богатый" фильм Кикоина. Довольно часто режиссёр ссылается на итальянские готические хорроры Марио Бавы и фильмы студии Хаммер.

Небольшой прокол вышёл только с работницами секс-индустрии района Уайтчепел. Когда мистер Хайд попадает в салон мадам Флоры, все девушки там одеты очень уж по-современному, а белобрысый парень-сутенер вообще мог бы участвовать в конкурсе двойников Мартина Гора из Depeche Mode. Может быть, это какая-то хитрая режиссёрская задумка, кто знает?

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Погребённые Заживо / Edgar Allan Poe's Buried Alive (1990)


Режиссёр: Жерар Кикоин  В ролях: Роберт Вон, Карен Уиттер, Дональд Плезенс, Джинджер Линн Аллен, Ниа Лонг, Джон Кэрредин, Арнольд Вослу, Уильям Батлер

Молодая учительница устраивается на работу в закрытую школу для трудных девочек-подростков. Здание школы имеет дурную славу - раньше здесь была больница для сумасшедших. Теперь по гулким коридорам бродит убийца в маске и почти каждое утро одна из учениц бесследно исчезает.

Довольно быстро новую учительницу начинают мучить кошмары: за стенами слышаться стоны и вой, бледные руки жадно тянутся к ней из под земли, насекомые в любой момент могут облепить ноги, и даже унитаз таит в себе опасность. Вдобавок ко всему по зданию школы разгуливает чёрный кот, а Дональд Плезенс работает здесь кем-то вроде школьного психолога. 

В целом, ситуацию в учебном заведении можно описать фразой А.Н. Баширова из х/ф Даун Хаус: "Определённо, не всё в порядке. Может, заранее скорую вызвать?"

В 2005-м Дарио Ардженто снял фильм "Вам Нравится Хичкок?" / "Ti Piace Hitchcock?", который был викториной на знание фильмов сэра Альфреда. Жерар Кикоин обогнал Ардженто на 15 лет, "Погребённые Заживо" вполне могли бы называться "Вам Нравится Фульчи?".

Конец семидесятых-начало восьмидесятых стали золотым временем итальянских зомби-хорроров и французского порно. Именно тогда Лючио Фульчи и Жерар Кикоин вписывали свои имена в историю этих жанров. Понадобился десяток лет, прежде чем француз решил признаться в любви к творчеству итальянского маэстро.

Черный кот забежал в фильм Кикоина из фульчиевского Black Cat (1981) замуровывание в стену живьём имело место в Sette Note in Nero (1977), конфликты в женском коллективе и последующие убийства показаны в Murderock - Uccide a passo di danza (1984), ну а от классического периода 1979-1981 фильму месье Жерара досталось множество мясных подробностей. В чём-то Кикоин даже перещеголял Фульчи - в одной из сцен волосы школьницы наматываются на взбесившийся электроприбор и бедная девушка остаётся без скальпа.

Конечно, до мрачных глубин патологического кинематографа синьора Лючио фильм Кикоина не дотягивает, он ближе к кризисным картинам, снятым Фульчи после 1982 года. Продюссер Гарри Алан Тауэрс по традиции денег выделил немного, поэтому кастинг прошёл по накатанной схеме - несколько достойных актёров старой закалки и много молоденьких непритязательных старлеток.

Arnold Vosloo

Ginger Lynn Allen

За команду ветеранов на поле вышли: Роберт Вон (Великолепная Семёрка, 1960) и Дональд Плезенс (за свою сорокалетнюю карьеру где только не переигравший). Кстати, это не первый их совместный проект - в 1979 году Вон и Плезенс снялись в фильме "Удачи, мисс Викофф!" / Good Luck, miss Wyckoff!

Отдельно стоит упомянуть Джона Кэрредина, сыгравшего отца персонажа Роберта Вона. Эта роль стала последней в жизни легендарного актёра, начавшего свою карьеру ещё в тридцатые годы. Кэрредин появляется на экране буквально на минуту, но тем не менее его фамилия идёт в титрах фильма четвёртой.

Молодёжный состав тоже довольно интересен. Задиристую блондинку Дебби сыграла порноактриса Джинджер Линн Аллен. Любителям коллектива Metallica эта дама должна быть известна - она снялась в клипе на песню Turn the Page в роли немолодой стриптизёрши. Ниа Лонг (минитюрная школьница-негритянка) позже отметится в "Стигматах" (1999), а Арнольд Вослу (улыбчивый полицейский Кен) снимется в фильме "Мумия" (1999) - собственно, Мумию он и сыграет.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

"Погребённые Заживо" стали последним на сегодняшний день фильмом Жерара Кикоина. Прийдя в мейнстримный кинематограф, он долго запрягал, снимая эротические безделушки и карибские танцы с саблями. Талант Кикоина проявился лишь в самом конце его сотрудничества с Гарри Алланом Тауэрсом.

На Грани Безумия хорошо смотрится и без извинительных пояснений "ну надо же, порнушники тоже умеют кино делать". С Погребёнными Заживо ситуация немного сложнее, но в любом случае фильм может показаться интересным ценителям винтажного хоррора и экранизаций Эдгара Аллана По. Финальный кадр фильма - чёрный кот, лазающий среди развалин, и две руки, рвущиеся из под земли - являет собой грустную метафору. Кикоин ушёл из кино в 1990-м, а через год свой последний фильм снял Фульчи.

Жанры, в которых работали эти режиссёры, находились в кризисе и нуждались в основательной встряске. Новые времена не сулили мастерам прошлого ничего хорошего. Ни Кикоин, ни Фульчи не сумели выбраться из под развалин старого кино и приспособиться к новому. Оба они так и остались в вечном стоп-кадре пытаясь дотянуться до небес.

В следующем году Жерару Кикоину исполнится семьдесят. Он завязал с кино и лишь изредка принимает участие в документальных фильмах, посвящённых золотым временам французского adult cinema. Теперь семейное дело продолжает его дочь, Эльза Кикоин. Решив, что порнографии с семьи Кикоинов достаточно, девушка выбрала мейнстримное кино. Она достаточно много снимается во французских сериалах, что до полнометражного кино, то самый известный фильм с участием Эльзы Кикоин - "Видок" (2001).

Elsa Kikoïne   Vidocq (2001)

Комментарии

ха-ха! реально

ха-ха! реально доставил.
Спасибо.
Ну, ты и вредный.

Да мне за вредность давно

Да мне за вредность давно молоко выдавать надо
В советских треугольных пакетах

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
W
n
c
1
2
k
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.