Убийцы из космоса / Killers from Space (1954)

Режиссер: В. Ли Уайлдер. В ролях: Питер Грейвз, Джеймс Сиэй, Стив Пендлтон, Джон Фредерик.

"Старший вовсе был дурак" – аттестовал бы брата Билли Уайлдер, если б был негром преклонных годов, выучившим русский язык. Природа, потрудившись над мастером бойкого слова Билли, не стала ждать до отпрысков и отдохнула тут же – на единоутробном Вилли.

Вильгельм Ли Уайлдер, бывший учредитель фирмы по производству дамских сумочек, получил от режиссёра The Lost Weekend и Sunset Blvd. исчёрпывающую характеристику "a dull son of a bitch", и это крылатое выражение не раз всплывает в памяти при просмотре "Убийц из космоса".

 

Вообще, все работники ностальгического жанра "science fiction B-movies of 50s" выбирали названия к своим лентам путём простеньких комбинаций из лексем типа "creature", "monster", "thing", "it", "came", "from", "outer", "space".

Уайлдер-старший не исключенье: лапидарное Killers from Space отвечало на первичные вопросы дешёвой фантастики "Что? Откуда?". Да и зритель не должен путаться (а это легко: предыдущее творенье семейного уродца именовалось не лучше – Phantom from Space).

Никаких подробностей – эпитет "лупоглазые", наиболее подходящий потенциальным убийцам из космоса, убил бы главную и, чего уж там, единственную интригу сюжета. А так – треть фильма спасена, ибо только в ней содержится известное напряжение.

Загадочное исчезновение военного самолёта после ядерных испытаний; неожиданное появление пилота, заверившего коллег, что он ничего не помнит; пугающие своей нелепостью галлюцинации; острая тревога жены; смутное подозрение, разлитое в воздухе – идёт перечисление, а ведь это лишь зачин.

Вернее, исключительно зачин. Всё остальное, т.е. лекция лидера пришельцев, до уморы схожих с Совой из мультика про Винни-Пуха, о плане номер восемь (захват Земли с помощью насекомых и рептилий – верх эргономичности!) – велеречивый шлак.

 

А вот общая канва, повествующая о резкой замене человеческой личности, нервы щекочет – тем же образом, что и современная The Astronaut's Wife (из чего, кстати, можно сделать вывод, что "Жена астронавта" – неудачная смесь Rosemary's Baby и Killers from Space).

Там отпор захватчику заранее подкреплён моральным императивом Симонова "Убей его, он – alien". В "Убийцах" опасность гипотетична, а после хэппи-энда и вовсе остаётся неприятный осадок.

За минуту до конца плёнки протагонист Дуг Мартин (Питер Грейвз играл в фильме Stalag 17 (1953) Уайлдера-младшенького; в будущем – звезда сериала Mission: Impossible (1966-1973)) расправляется с пещерным убежищем инопланетян, устраивая маленький чернобыль, и непонятно, кто тут истинный убийца – мордатый миннесотец или глазастые людишки со звезды, только-только распаковавшие чемоданы.

Добавлю: профессиональная гордость Уильяма Эйч Клотье, оператора, имевшего в запасе Fort Apache (1948) Джона Форда, уязвлена аж тремя лентами Вилли Уайлдера.

В большое кино немолодого уже человека вернёт лично Джон Уэйн (Blood Alley (1955)). Позже Клотье снимет для Форда The Man Who Shot Liberty Valance (1962) и Cheyenne Autumn (1964).

Дмитрий Буныгин / Accionmutante

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Y
g
W
C
M
b
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.