Various Artists - Andy Warhol and Music (2019)
Артемий Троицкий: Копаясь на полке новых поступлений, я обнаружил свежий двойной альбом-сборник под академичным названием «Энди Уорхол и музыка». Как и следовало ожидать, подборка была навеяна и продиктована артистическим наполнением и звуковым сопровождением легендарной уорхоловской «Фабрики». Отец-сооснователь поп-арта построил свою «Фабрику» в 1962 году на Манхэттене и дважды переносил её в другие районы Нью-Йорка, то в Челси, то в Мидтаун.
Это было, как сейчас говорят, «пространство», или «хаб», служившее одновременно мастерской художника, концертной и танцевальной площадкой, дефиле показов мод, киностудией – короче, центром всей нью-йоркской авангардной тусовки. Закрылась «Фабрика» в 1984 году, так что мне там побывать не посчастливилось.
Альбом «Энди Уорхол и музыка» разделён на две части – «Друзья Фабрики» и «Плейлист Фабрики». «Плейлист» предельно эклектичен: от классики (Моцарт, Верди) до китчевого рок-н-ролла 1950-х и от соул-хитов 1960-х до Стравинского и Мессиана. Вся эта музыка прекрасно передаёт звуковую атмосферу творческого вертепа. Раздел «Друзья» более интересен и представляет важные страницы истории поп-музыки. Разумеется, начинается он с Velvet Underground, которых Уорхол в 1965–68 пестовал, продюсировал, фактически держал на своей «Фабрике» в качестве «домашней» рок-группы и возил в гастрольные туры со своим видеошоу.
Легендарный дебютный альбом VU (1967) представлен на компиляции песней Лу Рида «Венера в мехах» – это, кстати, и моя любимая песня в репертуаре знаменитого квартета. Именно Энди Уорхол «одолжил» Лу Риду и Джону Кейлу немецкую красавицу-модель Нико (настоящее имя Криста Паффген), спевшую с группой несколько песен. В дальнейшем Нико выпустила полдюжины сольных пластинок, в том числе «Девушка из Челси» (1968), во многом навеянный съёмками на «Фабрике».
Конечно, 1960-е годы были пиковыми в карьере Уорхола и всего поп-арта. В отличие от большинства художников, чётко привязанных к одному периоду и направлению, Уорхол распространил своё влияние и на последующие десятилетия – в этом смысле его можно сравнить с Уильямом Берроузом и Дэвидом Боуи. Если в 1960-е друзьями «Фабрики» были тогдашние столпы контркультуры Боб Дилан и Rolling Stones (с ними Уорхол работал, как дизайнер), то в 1970-е диско, панк-рок и «новая волна» не обошли великого арт-тусовщика стороной.
Звёздами «Фабрики» были диско-дива Грейс Джонс, трансгендерный панк Джейн Каунти, певицы Черри Ванилла и солистка группы Blondie Дебби Харри - на альбоме она представлена одним из главных американских хитов конца 1970-х, «Стеклянное сердце». Пожалуй, эпатажный, нигилистичный и откровенно постмодерновый вызов «новой волны» был даже ближе по характеру Уорхолу, чем идеалистичный хиппизм. К середине 1980-х работа на «Фабрике» завершилась; последними молодыми суперзвёздами этого поп-арт-конвейера стали культовый художник Баскиа и певица Мадонна.
Можно горячо спорить о качестве художественного наследия Энди Уорхола, но никто не возьмётся отрицать, что он был одним из самых влиятельных художников ХХ века. Причём не только как идеолог поп-арта, но – и, возможно, это даже важнее! – как мощнейший катализатор творческой активности, связавшей визуальное искусство, кино, музыку, моду и стиль жизни. А «Фабрика» стала прообразом и (боюсь, недостижимым) идеалом сотен и тысяч креативных центров, клубов и «коворкингов» по всему миру.
Ultra Violet 1971 Photo by Jack Mitchell
Завершу это посвящение невероятному Энди самой редкой записью альбома «Уорхол и музыка». Ультрафиолет (Ultra Violet) – это псевдоним французской актрисы и художницы Изабель Дюфрен, которая в 16 лет стала моделью и музой Сальвадора Дали, а затем перебралась через океан на «Фабрику». В 1973 году она записала свой единственный музыкальный альбом, в работе над которым помогал Уорхол. С тех пор пластинка не переиздавалась, Ультра умерла 6 лет назад, оригинальный винил на аукционе стоит $1000+.
Всем (Энди, Лу Рид, Нико, Изабель, «Фабрика») – заслуженный R.I.P.
Фрагмент радиошоу АК Троицкого «Музыка на Свободе»
Выпуск № 172, ноябрь 2020 г.
* * * * * * * * * *
Andy Warhol and Music Volume One Friends of The Factory
1. The Velvet Underground - Sunday Morning
2. The Velvet Underground - Venus in Furs
3. Nico - Chelsea Girls
4. Nico - These Days
5. Blondie - Heart of Glass
6. Debbie Harry - Sweet and Low
7. The Cars - Drive
8. Lou Reed - Walk on the Wild Side
9. Bob Dylan - Like a Rolling Stone
10. The Rolling Stones - Sister Morphine
11. Lou Reed & John Cale - Open House
12. Ultra Violet - Cool Mac Daddy
13. Ryuichi Sakamoto - Tribute to NJP
Andy Warhol and Music Volume Two The Playlist of The Factory
1. Ike & Tina Turner - River Deep Mountain High
2. Donovan - Sunshine Superman
3. Bobby Vee - Take Good Care of My Baby
4. Martha & The Vandellas - Nowhere To Run
5. The Isley Brothers - Shout
6. Dickey Lee - I Saw Linda Yesterday
7. Ernest Ansermet - Petrushka: Tableau IV
8. Orchestre Philharmonique De Berlin - Mozart Sanctus «Krönungsmesse»
9. Maria Callas - La Traviata, Act III: Addio del passato
10. Rita Streich - Die Zauberflöte, K. 620, Act II: Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen
11. Christoph Poppen / Manuel Fischer-Dieskau / Wolfgang Meyer - Quatuor pour la fin du Temps: V. Louange à l'éternité de Jésus
* * * * * * * * * *
Andy Warhol Polaroid Portrait of Mick Jagger 1977
Комментарии
Отправить комментарий