Various Artists - Andy Warhol and Music (2019)

Артемий Троицкий: Копаясь на полке новых поступлений, я обнаружил свежий двойной альбом-сборник под академичным названием «Энди Уорхол и музыка». Как и следовало ожидать, подборка была навеяна и продиктована артистическим наполнением и звуковым сопровождением легендарной уорхоловской «Фабрики». Отец-сооснователь поп-арта построил свою «Фабрику» в 1962 году на Манхэттене и дважды переносил её в другие районы Нью-Йорка, то в Челси, то в Мидтаун.

Это было, как сейчас говорят, «пространство», или «хаб», служившее одновременно мастерской художника, концертной и танцевальной площадкой, дефиле показов мод, киностудией – короче, центром всей нью-йоркской авангардной тусовки. Закрылась «Фабрика» в 1984 году, так что мне там побывать не посчастливилось.

Альбом «Энди Уорхол и музыка» разделён на две части – «Друзья Фабрики» и «Плейлист Фабрики». «Плейлист» предельно эклектичен: от классики (Моцарт, Верди) до китчевого рок-н-ролла 1950-х и от соул-хитов 1960-х до Стравинского и Мессиана. Вся эта музыка прекрасно передаёт звуковую атмосферу творческого вертепа. Раздел «Друзья» более интересен и представляет важные страницы истории поп-музыки. Разумеется, начинается он с Velvet Underground, которых Уорхол в 1965–68 пестовал, продюсировал, фактически держал на своей «Фабрике» в качестве «домашней» рок-группы и возил в гастрольные туры со своим видеошоу.

Легендарный дебютный альбом VU (1967) представлен на компиляции песней Лу Рида «Венера в мехах» – это, кстати, и моя любимая песня в репертуаре знаменитого квартета. Именно Энди Уорхол «одолжил» Лу Риду и Джону Кейлу немецкую красавицу-модель Нико (настоящее имя Криста Паффген), спевшую с группой несколько песен. В дальнейшем Нико выпустила полдюжины сольных пластинок, в том числе «Девушка из Челси» (1968), во многом навеянный съёмками на «Фабрике».

Конечно, 1960-е годы были пиковыми в карьере Уорхола и всего поп-арта. В отличие от большинства художников, чётко привязанных к одному периоду и направлению, Уорхол распространил своё влияние и на последующие десятилетия – в этом смысле его можно сравнить с Уильямом Берроузом и Дэвидом Боуи. Если в 1960-е друзьями «Фабрики» были тогдашние столпы контркультуры Боб Дилан и Rolling Stones (с ними Уорхол работал, как дизайнер), то в 1970-е диско, панк-рок и «новая волна» не обошли великого арт-тусовщика стороной.

Звёздами «Фабрики» были диско-дива Грейс Джонс, трансгендерный панк Джейн Каунти, певицы Черри Ванилла и солистка группы Blondie Дебби Харри - на альбоме она представлена одним из главных американских хитов конца 1970-х, «Стеклянное сердце». Пожалуй, эпатажный, нигилистичный и откровенно постмодерновый вызов «новой волны» был даже ближе по характеру Уорхолу, чем идеалистичный хиппизм. К середине 1980-х работа на «Фабрике» завершилась; последними молодыми суперзвёздами этого поп-арт-конвейера стали культовый художник Баскиа и певица Мадонна. 

Можно горячо спорить о качестве художественного наследия Энди Уорхола, но никто не возьмётся отрицать, что он был одним из самых влиятельных художников ХХ века. Причём не только как идеолог поп-арта, но – и, возможно, это даже важнее! – как мощнейший катализатор творческой активности, связавшей визуальное искусство, кино, музыку, моду и стиль жизни. А «Фабрика» стала прообразом и (боюсь, недостижимым) идеалом сотен и тысяч креативных центров, клубов и «коворкингов» по всему миру.

Ultra Violet     1971     Photo by Jack Mitchell    

Завершу это посвящение невероятному Энди самой редкой записью альбома «Уорхол и музыка». Ультрафиолет (Ultra Violet) – это псевдоним французской актрисы и художницы Изабель Дюфрен, которая в 16 лет стала моделью и музой Сальвадора Дали, а затем перебралась через океан на «Фабрику». В 1973 году она записала свой единственный музыкальный альбом, в работе над которым помогал Уорхол. С тех пор пластинка не переиздавалась, Ультра умерла 6 лет назад, оригинальный винил на аукционе стоит $1000+.

Всем (Энди, Лу Рид, Нико, Изабель, «Фабрика») – заслуженный R.I.P.

Фрагмент радиошоу АК Троицкого «Музыка на Свободе»

Выпуск № 172, ноябрь 2020 г.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Andy Warhol and Music     Volume One     Friends of The Factory

1.  The Velvet Underground - Sunday Morning

2.  The Velvet Underground - Venus in Furs

3.  Nico - Chelsea Girls

4.  Nico - These Days

5.  Blondie - Heart of Glass

6.  Debbie Harry - Sweet and Low

7.  The Cars - Drive

8.  Lou Reed - Walk on the Wild Side

9.  Bob Dylan - Like a Rolling Stone

10.  The Rolling Stones - Sister Morphine

11.  Lou Reed & John Cale - Open House

12.  Ultra Violet - Cool Mac Daddy

13.  Ryuichi Sakamoto - Tribute to NJP

Andy Warhol and Music     Volume Two     The Playlist of The Factory

1.  Ike & Tina Turner - River Deep Mountain High

2.  Donovan - Sunshine Superman

3.  Bobby Vee - Take Good Care of My Baby

4.  Martha & The Vandellas - Nowhere To Run

5.  The Isley Brothers - Shout

6.  Dickey Lee - I Saw Linda Yesterday

7.  Ernest Ansermet - Petrushka: Tableau IV

8.  Orchestre Philharmonique De Berlin - Mozart Sanctus «Krönungsmesse»

9.  Maria Callas - La Traviata, Act III: Addio del passato

10.  Rita Streich - Die Zauberflöte, K. 620, Act II: Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen

11.  Christoph Poppen / Manuel Fischer-Dieskau / Wolfgang Meyer - Quatuor pour la fin du Temps: V. Louange à l'éternité de Jésus

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Andy Warhol     Polaroid Portrait of Mick Jagger     1977

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
u
x
T
B
p
K
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.