Великий мастер / Yi dai zong shi / The Grandmaster (2013)

Режиссёр: Вонг Кар-Вай    В ролях: Тони Люн Чу Вай,   Чжан Цзыи,   Чан Чень,   Ван Цинсян,   Сяофэй Чжоу,   Юэнь Ву-Пин

Для обострения снобизма часто достаточно цвета обоев.

Я не стал смотреть "Великого мастера" Вонг Кар-Вая в момент его выхода на экраны только потому, что мне не понравился трейлер - цвет обоев показался мне виденным десятки раз, неоригинальным - дождь, Нео в плаще, на него несутся десятки агентов Смитов, он их разбрасывает мощными руками в разные стороны. Только у Вонг Кар Вая Нео был ещё и в забавной шляпе - такой фасон в советских фильмах 50-х носили партработники на крымском отдыхе. Короче говоря, я не был готов вызывать цвет обоев на дуэль - я просто сменил комнату, колор стен которой мне радовал глаз.

Я ошибся. Как часто ошибаются те, кто ставит диагноз по скайпу. Несомненно, чтобы узнать, протух ли окорок, не нужно есть его целиком. Но в случае "Великого мастера" я ошибся.

При просмотре неотвязной была мысль о том, что фильм о боевых искусствах - по определению фильм для среднего школьного возраста ("Хон Гиль Дон", нунчаки, выточенные на уроках труда, постер с Брюсом Ли - кадр из "Смертельной игры") - выстроен настолько прихотливо и настолько точен по темпу, что почти гипнотичен. Мощность "Великого мастера" для меня стала равной мощи "Любовного настроения", по крайней мере, показалась вершиной такой же высоты. Главное - эгоистическое - "Великий мастер" стёр всякие черничные пятна.

Удивительная собранность, строгость, точность.

Наверное, ключом к этой точности является словосочетание "боевое искусство" - с огромным ударением на второе слово. Искусство и должно быть таким - боевым. Оно должно ломать кости - Делёз писал о перцепте, которым оперируют искусства, что он должен скручивать нервы. Выдавливать глаза, разбивать черепа. А "Великий мастер" - это очень грустная и тягостная история о том, как искусство умирает - точнее, как его убивают, но в то же время остаются люди, которые несут его в себе. Это поистине огромная судьба человека - сохранить искусство.

В "Я - легенда" Ричарда Матесона, в этой ситуации навыворот: человек среди вампиров - главный герой становится аномалией. Так и потрясающие персонажи фильма Кар Вая - аномалии, монады, внутри которых скручены жгутом лучшие, честные, богатые миры, которые умирают. Постепенно их убивает то, что и сформировало - время. Быстро убивает война. Ещё быстрее убивает отступничество, предательство. Мир нужно сохранять каждое мгновение, тратя на это все свои силы.

Удивительно, что мир в фильме - созданный, искусственный, мир искусства. В нём нет ничего бытового - байопик реализован по большей части как заснятое сновидение - и в то же время мир не переходит грань Символического, которое будет нависать законом, диктовать что-то извне. Мир "Великого мастера" - мир стреноженного Символического, прирученного, как обезьянка, сидящая на плече. Как-то Кар-Ваю удалось так воплотить мир на экране, что все эти кодексы чести, "моё кунг-фу лучше твоего кунг-фу" и прочая даже на волосок не заваливаются в комическое.

Мягкого буддийского юмора в фильме достаточно, но нет клоунады, которая рождается из нагнетания серьёзности. Кар-Вай даже идёт дальше: какая-то онейрическая серьёзность вкупе с визуальным шиком (и потрясающей актёрской игрой) переплавляется в понимание каких-то вещей (их я оставлю при себе), которые казались банальными, а могли бы стать ведущими в жизни. Это какое-то мощное очуждение из-за веса визуального - примерно таким же образом на меня подействовала "Аполлонида" Бертрана Бонелло - визуальное, перерастающее в смысл.

Можно, конечно, отметить вторичность некоторых образов и приёмов, но я не буду этого делать. Показана грандиозная история, которая может научить, а уже этого достаточно, чтобы поклониться режиссёру и его творению за то, что они заполнили беспокойную пустоту тем воздухом смысла, который даёт возможность сделать ещё один вдох.

Алексей Тютькин / Alex Kin

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
z
E
Z
e
k
f
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.