The Velvet Underground - Начало. / The Velvet Underground - Early Years.

Tony Conrad, Marian Zazeela, La Monte Young & John Cale, 1964  Photo by George Maciunas

Фрагмент книги Дэвида Тупа "Океан Звука".

Ла Монте Янг называл свои коллективы "Театром Бесконечной Музыки" (Theatre of Eternal Music). Помимо бессменного свето- и звукоооператора Мэриан Зазилы, певшей и игравшей на гонге, в них в начале 70-х входили Джон Хэссел, игравший на трубе, тромбонист Гэрретт Лист и, с середины 60-х, Ангус Маклиз на перкуссии, Тони Конрад на смычковой гитаре и мандолине, Джон Кейл на модифицированной скрипке и, время от времени, Уолтер де Мария и художник-концептуалист Генри Флинт (который и сочинил термин "концепт-арт" в конце 50-х).

Таким образом, Ла Монте может предъявить собственнические претензии на внушительные доли последовавшей за ним музыки. Маклиз, Конрад и Кейл играли в The Primitives, The Warlocks и The Falling Spikes - всё это в итоге превратилось в The Velvet Underground. В интервью для журнала общества поклонников The Velvet Underground "That Goes On" Тони Конрад рассказывал о концертах в поддержку "The Octrich" - сингла, написанного и исполненного Лу Ридом:

- Песня была очень простой, как нам объясняли - потому что все струны были настроены на одну ноту, и это срывало крышу. Мы не могли поверить, что они сделали это в таком странном этническом бруклинском стиле, настроив все струны на одну ноту, как мы это уже делали в группе Ла Монте Янга. В общем, было как-то странно всё. Точнее, мы строили на две ноты, а они на одну.


Фрагмент книги Энди Уорхола "Попизм", глава "1966".

Музыка Стэнли (Эймоса) особо не интересовала. У него было всего несколько пластинок - авнгардный джаз "Bells" и какая-то классическая индийская музыка (дело было как раз перед ситарным бумом), а ещё две сорокопятки - "Sally Go Round the Roses" 1963 года и "The Ostrich", придуманная и записанная Лу (Ридом) после того, как в колонке моды Юджинии Шеппард он прочёл, что страусовые перья будут в этом сезоне в моде.

Лу работал для бюджетной звукозаписывающей компании, которя выпускала наборы "три-за-99-центов", продавашиеся на распродажах. Ещё будучи в The Beachnuts, он настроил все гитарные струны на одну ноту и затянул с сумасшедшим криком "Страуса давай!", пока его не остановили. Но потом, когда в компании был дефицит продукции, они прослушали эту запись ещё раз и решили - а почему бы и нет, может, ещё и хитом станет. Напечатали пластинки, да только люди постоянно возвращали их в магазины, потому что тираж был бракованный.

Фрагмент книги "Прошу, Убей Меня!".

Билли Нейм: Ла Монте Янг был лучшим драгдилером в Нью-Йорке. У него всегда была отличная дурь. Кислота в больших таких "колесах", опиум, и, конечно же, трава. Если ты приходил к Ла Монте и Мэриан (Зазиле), то зависал там минимум часов на семь, а иногда и на два-три дня. Там была такая турецкая обстановочка. Все прямо на полу, везде бусы, потрясный гашиш, какие-то люди заходят и закупаются – и всё время дронинговая музыка. Ла Монте создал место, где он мог устраивать представления на несколько дней и где люди стали дронировать вместе с ним. Дронировать – это значит долго-долго тянуть одну ноту. Только человек заходит – ему тут же предлагают дронировать. По крайней мере, так всё было, когда там тусовался Джон Кейл.

John Cale, Tony Conrad, Angus MacLise, La Monte Young, Marian Zazeela

CD "Inside The Dream Syndicate. Volume I: Day Of Niagara (1965)" (2000)

Theatre of Eternal Music  1965  Photo by Fred McDarrah

Ла Монте Янг: Я был, так сказать, любимец авангарда. Йоко Оно всегда говорила мне: "Как бы я хотела быть такой же популярной". Так что у нас были общие дела с Йоко, я устраивал музыкальные циклы у неё в мансарде, и на первом флаере я написал предупреждение: "Развлечение не является целью этих циклов". Я одним из первых уничтожил инструмент на сцене. Сжёг виолончель во время собрания МЕА (Молодежная еврейская ассоциация), а народ орал что-то типа "Сожгите композитора!". Джон Кейл начал играть в моей группе, Dream Syndicate, которая репетировала буквально семь дней в неделю, шесть часов в день. Джон играл специфические дронинговые фишки на виолончели – до самого конца 1965 года, когда он начал репетировать с The Velvet Underground.

Фрагмент из книги Дэвида Тупа "Океан Звука".

Музыканты из "Театра Бесконечной Музыки" записались вместе на одной неизданной кассете - "Sunday Morning Blues"  - круговой светлой импровизации, на которой Янг играет на сопрано-саксофоне (под влиянием Терри Дженнингса и Джона Колтрейна). Джон Кейл  и Тони Конрад играют на трубах, которые звучат неуловимо похоже на первый альбом "Вельветов", особенно на "The Black Angel's Death Song" и вступление к "Venus in Furs". Мэриан Зазила, как обычно, бьёт в гонг, а Ангус Маклиз выстукивает дикие сложные полиритмические группы.

 

Angus MacLise                                                Lou Reed

Ла Монте Янг писал, что Маклиз черпал ритмическое вдохновение в звуках дождя. Это упрочило отношение между ними, поскольку Ла Монте сочинял музыку согласно максиме Дебюсси: "Не слушай людскую речь, слушай звуки ветра и волны моря".

Из The Velvet Underground Маклиза уволил вспыльчивый Лу Рид. Он записывал трансовые композиции со многими группами - Dreamweapon, Joyous Lake, The Tribal Orchestra; сочинял стихи, выпускал книги, играл Зелёную Мумию в фильме Джека Смита "Обычная Любовь". В 1979 году Маклиз умер в Катманду в возрасте 41 года от гипогликемии и побочных действий наркотиков.

Он принадлежал к теневой группе нью-йоркской богемы - людей, сформировавших и продвинувших в искусство ставшие потом популярными движения 60-х. К ним же относились поэт и фотограф Айра Коэн, художник Мати Клярвайн, пионер электронной музыки Ричард Максфилд, вокалист Мередит Монк, режиссёр и композитор Фил Ниблок, режиссёры Джек Смит и Рон Дайс и все представители Fluxus - многие из них приобрели популярность только через 30 лет.

Фрагмент статьи "Идентификация Зорна", журнал "Афиша" №8 (127), 2004 г.

Максим Семеляк: О киновкусах (Джона) Зорна нетрудно судить по одному факту. По его собственному признанию, главным кинопотрясением для хитрого саксофониста стали "Пылающие создания" / "Flamming Creatures" (1963) Джека Смита - кинорежиссёра и музыканта из тусовки, приближенной к американским минималистам и группе The Velvet Underground. Прошлым летом этот фильм - сорок минут чёрно-белой оргии с переодеваниями и комическими изнасилованиями - впервые показали в России в рамках ММКФ. Неудивительно, что после раннего просмотра "Созданий" Зорн на всю жизнь зациклился на очень странном кинематографе — от Кеннета Энгера (композиция “Lucifer Rising” с альбома “IAO”) до японского порно.

Andy Warhol, Gregory Markopoulos, Taylor Mead, Gerard Malanga, Jack Smith,  1963  

Photo by Dennis Hopper


Angus MacLise, "Normal Love" (1963),  Directed by Jack Smith

Angus MacLise, Tony Conrad, Jack Smith ‎– CD "Dreamweapon 1" (2011)

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
r
k
f
b
W
C
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.