Внутренняя Рана / La Cicatrice Intérieure / The Inner Scar (1972)

Автор - Доктор Уильям С. Верховцев

Посмотреть последние 20 материалов этого автора

Режиссёр: Филипп Гаррель. В ролях: Нико, Пьер Клементи, Филипп Гаррель, Ари Паффген-Булонь, Балтазар Клементи, Жан-Пьер Кальфон.

Сюрреалистический авангардный фильм французского бунтаря Филиппа Гарреля, гипнотическое путешествие внутрь себя, LSD-trip в один конец, на который не продают обратный билет.

Рискну сравнить картину Гарреля с Lucifer Rising Кеннета Энгера - оба фильма частично снимались в Египте, оба наполнены величественными природными видами и тягучей психоделической музыкой. Наконец, и у Энгера, и у Гарреля снялись дамы, имевшие сходную судьбу - ярко выстрелив в 60-е, к началу 70-х они получили серьёзные проблемы с веществами, собой и окружающим миром. Звали этих дам Марианна Фэйтфулл и Нико.

Разница же между фильмами состоит в том, что картину Энгера для широких масс давно разжевала и объяснила сборная адептов разной степени посвящённости, а в случае Гарреля таких специалистов что-то не нашлось.

Съемки фильма La Cicatrice Intérieure проходили в Египте и Исландии. Сюжет каждый волен понимать по-своему, моя же версия такова:

В первой, "Египетской", части показаны отношения режиссёра Филиппа Гарреля и его музы Нико.

Германская дива, загруженная препаратами по самое некуда, навзрыд плачет, кричит, что не может дышать и всячески пытается растормошить своего мужчину. Гаррель, который этого мужчину и играет, молча взирает на женскую истерику, а потом делает попытку уйти. Однако ходит он по кругу и всё время возвращается к рыдающей Нико.

После долгого выяснения отношений женщина почему-то делает вывод, что её кавалер - Дьявол (тут без комментариев).

Имеется так же эпизод с сыном Нико, Ари. Мальчик долго идет по пустыне, видит фигуру всадника в огненном круге, а потом ведет лошадь, на которой сидит его мать - этот кадр стал обложкой альбома Нико Desertshore (1970).

Далее мимо Нико проскакал Жан-Поль Кальфон - весь в белом и с белым флагом, потом неторопливо прошло стадо овец, а пастух (опять-таки Гаррель) подарил ей ягнёнка. С вопросами насчёт всего этого действа лучше обратится к режиссёру. Поговаривают, что Гаррель во время съёмок находился в крайне изменённом состоянии сознания. Сможет ли он внятно растолковать все эпизоды своего фильма - вопрос.

Вторая часть фильма снималась в Исландии. Лучше всего происходящее на экране описывают строчки Борис Борисыча Гребенщикова:

Сколько тысяч слов — все впустую,

Или кража огня у слепых богов;

Мы умеем сгорать, как спирт в распростертых ладонях.

В кадре появляется Пьер Клементи, имеющий за плечами опыт работы с такими мастерами, как Висконти, Пазолини, Бунюэль, Бертолуччи, да и у Гарреля уже снимавшийся в "Ложе Девы". Несмотря на нордический исландский климат, из всей одежды на нём только борода и колчан со стрелами.

Добыв чашу с огнём, герой Клементи долго несёт её сквозь встречные порывы ветра (эпизод с Олегом Ивановичем Янковским и свечой в "Ностальгии" будет снят только через десять лет).

"Исландская" часть фильма более задумчива и поэтична, в ней меньше истерики и больше созерцания. Нико что-то декламирует на немецком и героически мокнет под водопадом. Клементи в чём мать родила скачет на лошади. Балтазар, маленький сын Клементи, нежится в белом пуху. Нико провожает Клементи-старшего на берег моря. Он уплывает на лодке, а она долго бредёт куда-то вдоль суровых северных скал...

Можно пытаться всё это объяснить. Можно, но нужно ли?

Теперь что касается саундтрека. В фильме звучат следующие песни:

Janitor of Lunacy

My Only Child

All That Is My Own

Abschied

Instrumental

König

Первые четыре трека - из альбома Desertshore (1970), третьего сольника Нико, который продюсировал Джон Кейл.

Janitor of Lunacy стала визитной карточкой Нико, редкий концерт обходился без этой песни.

Продюсерская рука Кейла наиболее отчётливо видна в All That is My Own. Здесь он применил тот же трюк, что и в вельветовской Venus in Furs - минимализм мелодии обманчиво прост, а попробуй воспроизведи...

Далее начинается эксклюзив. Песня Abschied отличается от альбомной версии. Для фильма выбран вариант, где отсутствует скрипка Кейла, остались только голос Нико и орган.

Ну а König - это абсолютный дебют. Студийная запись этой песни была сделана только в 1986 году на альбоме Camera Obscura, хотя Нико изредка играла её на концертах и в 70-е.

Отдельно нужно сказать про красивейший инструментал, звучащий на фоне копошения маленького карапуза Балтазара Клементи (позже подросший Балтазар снимется у Оливье Ассаяса в "Irma Vep").

Дуэт органа и гитары создаёт светлую и умиротворяющую атмосферу, что в авторских работах Нико бывает крайне редко. Очень жаль, что эта замечательная вещь не засвечена больше нигде и никак. Сама Нико играет на органе, а вот имя гитариста не указано. Лично я надеюсь, что без участия Джона Кейла и тут не обошлось.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
P
Q
L
S
f
M
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.