Закатать в асфальт / Dragged Across Concrete (2018)

Режиссёр: С. Крэйг Залер   В ролях: Мел Гибсон,  Винс Вон,  Тори Киттлс,  Томас Кречман,  Дженнифер Карпентер,  Удо Кир,  Дон Джонсон,  Фред Меламед,  Лианнет Боррего

Крейг Залер, чертяка, в 3-й раз подряд бьёт без промаха. Не в голову, так в печень.

Про первый его фильм, "Костяной Томагавк", я когда-то писал. Про 2-й - "Бойня в 99-м блоке", не писал, однако, считаю его одним из сильнейших фильмов 2017 года - тюремный gore-квест, на деле же космогоническое кино о превращении полубандита в полубога, гладко, нежно, без зримых зон перехода преобразующее сермягу криминальной безысходности в мир мифологической трэш-героики, чудесно удерживаясь от ниспадания в гротескную чернуху на переливах сияющих, чувственных нот соула 70-х.

И вот теперь "Закатать в асфальт" - драматическая повесть про двух бывалых копов, весьма продолжительная, но далеко не простая и не пустая.

Итак, герой Гибсона борется с преступностью без оглядок на дух времени, но положительной оценки своих действий не находит ни у общества, ни у начальства. А время идёт, профдеформация, пенсия не за горами, денег так и не скопил, социальные гарантии не внушают, доброты тоже не прибавляется. И вот, принесло ему в голову мысль - пограбить некоего загадочного драгдилера Фогельманна. Привлекает к сему предприятию напарника. Но, как часто случается, план идёт вразнос.

Помимо Мела Гибсона, задействованы тот же комплект актёров, что и в "99-м блоке" - Винс Вон, Дженнифер Карпентер, а также Удо Кир - пользуясь с древности закрепившимся за ним инфернальным образом, он снова выступает в роли "привратника ада", сразу призывающего запах метафизической серы, и с ненавязчивого появления кого, собственно, и начинается "всё действительно плохое".

Фильм идёт 2 часа 40 минут, но я осилил взахлёб - внятное, увесистое, шикарно проработанное жанровое кино. Последовательное, опять литературное, страница за страницей, глава за главой. Много литературы, мало киноманства - здесь Залер почти антитеза другому любителю колоритного криминала - Тарантино. Хотя казалось бы, те же ингредиенты - диалоги, ультранасилие, красочное бандюганство, опять диалоги. И даже моменты, которые принято считать упражнением в сарказме и иронии, выглядят совершенно иначе, когда их укладываешь во внутренне проговариваемую, дискретно-аналитичную структуру текста на бумаге.

При этом, мне больше понравились первые, "медленные" полтора часа, до развития ситуации с бандитским минивэном. Дальше, если смотреть историю только как криминальный триллер, кажется, что сценарий, обнажает некоторую суетливую математичность - стремясь избежать всех известных исходов и не стать банальным, слегка перемудрствует и чуть не плюхается ещё в один без пяти минут штамп. Лишь позже соглашаешься, что композиция вполне цельная, включающая в себя и заигрывание со зрительским чувством справедливости в том числе.

С первого взгляда, урок всего действа явственно считывается, не случайно главный герой с параноидальной уверенностью подсчитывает шансы на успех: как бы ты ни был подготовлен, какой бы опыт у тебя ни был за плечами - пуля-дура, это раз. А во-вторых, криминальное бытие плодит ситуации, единственная стратегия выйти из которых победителем - в них не попадать.

Но то если в лоб. Ежели копнуть в социальную подноготную, Залер оказывается тонким троллем, где сквозная "право-консервативная" антиполиткорректность в первой половине фильма лишь мягонький отвлекающий укол - финал содержит антиполиткорректное высказывание куда более едкое, цинично предъявляя "героя, которого вы заслужили". Причём делает это так, что формально не подкопаешься, с нейтральной интонацией, не в ущерб рациональному криминальному рассказу. Не указывая пальцем, клеймит взглядом - Залер явно знает правила игры, хотя на фоне всех правоборческих хайпов иногда кажется что его самого там вот-вот посадят. И выбор судьбы персонажей, и как бы необязательные сюжетные вставки оказываются все на своем месте, работая не на развитие сюжета, а на объём "картины маслом", как часть мироощущения автора. А оно у него мрачное, холодное и к сладким послевкусиям отнюдь не располагает.

Не знаю, каковы всамделишные убеждения Залера, но этой сознательной и уверенной ходьбой по грани автор внушает уважение. Оказывается, в американском кинематографическом мире можно до сих пор существовать, не чураясь непростой реальности и не барахтаясь в розовых киселях генеральной линии партии.

"Бойня в 99-м блоке", тем не менее, по мне остается пока сильнейшим фильмом режиссера - при том что любить его сложно, но он и не для любви снимался. Но три раза подряд выдавать вполне зрелое, особняком стоящее кино, без скидок на что бы то ни было, это надо уметь.

Короче, снимай, Залер, ещё.

xraptor ( Живой Журнал автора )

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Mel Gibson

Vince Vaughn

Tory Kittles

Udo Kier

Liannet Borrego

Vince Vaughn & Mel Gibson

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
c
K
3
V
s
m
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.