Запыхавшись / Сердце с губами / Col cuore in gola / Deadly sweet (1967)

Автор - Доктор Уильям С. Верховцев.

Просмотреть все материалы этого автора.

 

 

   

 

Режиссер: Тинто Брасс. В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Ева Олин, Чарльз Кохлер, Роберто Бисакко.
В Лондоне некий человек по фамилии Берроуз попадает под машину. Однако ни его новая жена, ни двое взрослых детей от первого брака гибелью главы семейства не очень-то опечалены. Джером и Джейн Берроуз первым делом отправляются в клуб, которым владеет компаньон покойного. Внезапно они сталкиваются там со своей мачехой, которая наплевала на траур и решила оторваться с новым ухажером. В это же заведение попадает и француз Бернар. Через некоторое время он заходит в кабинет хозяина клуба и видит его труп с пробитой головой. Возле тела стоит Джейн Берроуз. Девушка утверждает, что невиновна. Бернар решает разобраться в запутанной ситуации. Его и Джейн ждут несколько безумных дней в самом сердце свингующего Лондона...

Признаюсь сразу - я не ждал чего-то сверхординарного от фильма, режиссером которого выступил гуру полуночного эфира РЕН ТВ Тинто Брасс. Клюнул я на шведскую красавицу Лену Олин, да и Трентиньян в откровенном трэше отродясь не снимался. Мне казалось, что будет либо британский детектив, либо giallo. Однако то, что получилось у Брасса, ни под одну из этих категорий категорически не подпадает.

Фильм представляет из себя сюрреалистический замес из комиксов, послевоенных американских нуар-фильмов, французской "новой волны" и авангардных экспериментов психоделической эры. Перед нами откровенный полароидный снимок эпохи, когда Лао Цзы и ЛСД легко рифмовались. Эпохи, которая пронеслась одной длинной кислотной вечеринкой, но оставила после себя яркий след.

Сюжет в фильме конечно присутствует, но, право слово, он не на первом месте. Для режиссера главное не цель, а дорога, ведущая к этой цели. Похожими тропами двигался в середине 60-х великий Годар. Он так же снимал кино, в котором сюжет был часто принесен в жертву ради какой-то, иногда понятной лишь ему одному, идеи. И вот в лице молодого Тинто Брасса французский анархист получил практически брата по разуму! Когда смотришь этот фильм, ни на минуту не отпускает впечатление, что перед тобой какой-то нереализованный проект Годара. Атмосфера что ли в воздухе была такая, что даже такой одиозный товарищ, как Брасс, наваял нечто из ряда вон...

Итак, Бернар и Джейн пускаются в Magical Mistery Tour, цель которого отвести от девушки обвинения в убийстве. Она вспоминает, что у погибшего владельца клуба были какие-то компрометирующие фото, и Бернар отправляется к нему домой. Первым делом он натыкается на фашистский мундир (его появление Брасс так и не потрудился объяснить). Позднее в квартиру вламываются какие-то хмыри, завязывается потасовка и стрельба, в общем, наш герой чудом уносит ноги. Далее Джейн похищают негр и карлик, одетые под классических гангстеров. Я думаю, что в этот момент Дэвид Линч аплодировал бы стоя!

Бернар находит брата Джейн, Джерома, и вдвоем они спешат спасти незадачливую девушку. Надо сказать, что к этому моменту Бернар крепко запал на мисс Берроуз, так что у него имеется уже и личный интерес. При этом отношения у них достаточно странные - Джейн имеет талант влипать в неприятности, а наш французский рыцарь галантно ее выручает. Парочке приходится достаточно много бегать по городу от гангстеров, и в какой-то момент это очень напоминает шоу Бенни Хилла.

Еще один очень забавный момент - благодарная Джейн танцует перед своим спасителем любительский стриптиз, а перевозбужденный Бернар усаживается за барабаны, затем срывает штаны и с воплем Тарзана прошибает насквозь прозрачную ширму, за которой прячется стеснительная девушка. Скажу честно - я смеялся несколько минут.

Вот так наши герои и проводят свои будни, которые состоят из сумбурной беготни и любовных приключений. Бернар часто получает в торец от разнообразных мутных личностей. Вершиной этого безусловно является эпизод, когда коварный карлик подставил подножку французскому герою и отделал его до потери сознания прямо на улице Лондона. Вы можете себе представить такое в американском кино?

Когда же Бернар возвращается к Джейн, та неизменно делает губки бантиком, и между ними происходит диалог, до боли напомнивший мне одну советскую песню:

Поверьте, я не преувеличиваю: на протяжении почти всего фильма юная девушка задает своему спасителю один и тот же вопрос - ты мне веришь или нет? А мужик буквально отвечает - я тебе конечно верю...

Однако количество трупов неуклонно увеличивается. Кто за всем этим стоит, выясняется только на гигантском психоделическом хэппенинге, куда прибывают все герои фильма. Интригу я раскрывать не буду, скажу лишь, что до конца доживут отнюдь не все персонажи.

Как я уже говорил, фильм сделан под сильнейшим влиянием Годара. Судите сами - Брасс неожиданно переходит с цветного изображения на черно-белое, оператор порой берет совершенно безумные ракурсы, в фильме полно кинохроники на злобу дня про какие-то митинги и военные действия, за кадром звучат цитаты из Мао и Антониони - вы много видели подобного у прожженного итальянского эротомана?

Ну и нельзя не сказать про музыку Армандо Тровайоли. Впервые я услышал про этого композитора в программе FM Достоевский в 1996 году. Ведущий Артемий Троицкий поставил сочинение Тровайоли "Безумный секс" ("Sesso Matto") из одноименного фильма начала 70-х. Так же он рассказал, что этот синьор - одиозная фигура, тяготевшая к мистике. Тровайоли участвовал в сексуальных оргиях, во время которых вызывал духов, бесконечно импровизируя на клавишных инструментах.

В общем, непростой дядя. Тровайоли родился в 1917 году, второго сентября ему стукнет 95 лет. Саундтреки пишет более 50 лет, общее количество фильмов, где он отметился, перевалило за 200. Для картины Брасса Тровайоли сделал шикарную психоделическую музыку, которая прекрасно дополняет атмосферу фильма. Особенно удалась финальная сцена хэппенинга. Огромное количество оттягивающейся лондонской молодежи, надпись бегущей строкой "Vietnam is a bad trip", за кадром исступленно херачит (другого слова не подберешь) на электрооргане Тровайоли - все это постепенно затягивает в некую воронку. Неподготовленный зритель легко может погрузиться в подобие транса. Будьте бдительны!

Что до актеров, то Трентиньян и Олин прекрасно справляются со своими ролями. Француз не боится быть смешным и иногда наивным. Ева же просто прекрасна. Ей всего 17 лет, навыков актерской игры почти никаких, однако природное обаяние и подростковая естественность берут свое. Между актерами произошла "химия", а это главное.

Как я понял, этот фильм сейчас мало кто вспоминает. Вполне вероятно, что виной всему дальнейшее творчество Тинто Брасса, чьим именем сейчас разве что детей не пугают. Однако если вы интересуетесь редкими фильмами психоделической эры, найдите эту картину - наверняка не пожалеете.

Огромный, реально огромный англоязычный материал о фильме можно прочитать на сайте rjbuffalo.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
6
C
T
v
i
H
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.