Жак Турнер - фильмы "Люди-кошки" (1942) и "Человек-леопард" (1943) / Jacques Tourneur - "Cat people" (1942) and "The Leopard Man" (1943)

До Жака Турнера жанр хоррора был по-детски наивен и прост: исследователи и критики со спесью отмечали, что любой фильм, который содержит в себе фигуру монстра — это фильм ужасов.

Монстром мог называться любой урод — моральный ли, физический ли — не суть важно. Если марципановая блондинка вокально вопит и только пятки сверкали — значит перед нами монстр, даже если при этом он имеет внешность плейбоя - Белы Лугоши.

«Люди кошки» напоминают кубик-рубик, который складывает истинный интеллектуал, деконструируя жанр хоррора, где зритель не увидит обещанного оборотня-леопарда, но покинет кинотеатр в сильном испуге и добираясь до дома, несколько раз вскрикнет каждый раз, когда резко затормозит автобус и заскрипит резиной шин по асфальту.

А после вечернего сеанса, когда наиболее впечатлительные кинотеатралы, выпив успокоительное, наконец, засыпали — теплая перина резко превращалась в холодный, темный резервуар с блестящей водой, которая напоминала прозрачное одеяло из крошева битого стекла — на потолке зловещие блики от взолнованной воды, а рядом бродит голодный леопард-людоед...

И тут критики призадумались: если в фильме фактически нет монстра (хотя о его существовании нам намекают звуковыми и световыми эффектами), то к какому жанру относятся «Люди кошки», напугавшие в первый уик-энд половину Нью-Йорка?

В следующем хорроре Турнер уже деконструирует свой мифологический хоррор «Люди кошки» в рациональный триллер о психопатии, который очень умело маскируется под фильм о сверхъестественном.

В «Человеке-леопарде» зритель снова не увидит монстра, но главная интрига фильма — не как выглядит леопард, а действительно ли большая, злая кошка охотится на привлекательных девушек из мексиканского городка. А может вместо острых когтей и клыков, что разорвали дочку богатой сеньориты на кладбище — было стальное лезвие бритвы, которой орудовал маньяк?

«Человек-леопард» - праматерь сразу нескольких жанров: средиземноморского джалло с загадочными телефонными звонками и канадско-американского слэшера о мертвых лагерских детях, который как-раз отпочковался от фильмов Бава-Ардженто.

На этом фоне очень странно звучат слова Джона Карпентера, который критично относится к фильмам Турнера, будто если бы Турнер снимал «Парк Юрского периода», то зритель никогда бы не увидел динозавров.

Между тем, ощущения тупого, почти первобытного страха были намного сильнее в сцене, где на девушку под мостом нападает леопард, чем когда лунатик Майерс медленно, словно привидение появлялся сзади Джеми Ли Кертис...

В 1945 году Роберт Сьодмак снимет готический хоррор «Винтовая лестница», где образ маньяка будет проработан более детально, а викторианский интерьер, разделенный невесомым мраком, играет особенно важную роль в раскрытии характера главной героини — сцена около позолоченного зеркала, где немая героиня видит отражение своего лица без рта, а позже именно около зеркала девушка обнаруживает, что ее голосовые связки могут взять высокую ноту.

Можно смело предположить, что Турнер изобрел слэшер, а Сьодмак подхватил идею и развил ее, нарастив мясом, разодев в пышное платье с роскошной каймой — откуда уже будут черпать вдохновение Дарио Ардженто и его современники для своих модерновых хорроров, где интерьер и мелкие детали были намного важнее актеров, а иногда и сюжета.

В "4 мухах на сером бархате" была жуткая сцена, где женщина приходит в парк на встречу с убийцей, чтобы шантажировать его - маньяк заранее назначает встречу вечером, когда ворота парка закроются через несколько минут, чтобы жертва не смогла никуда убежать.

В "Человеке-леопарде" молодая девушка приходит на свидание в цветущее оленадровыми кустами кладбище... перед самым ее закрытием, где старик-ключник благополучно запирает ворота, не дождавшись, пока девушка на каблучках не пробежит по гравию к выходу - несложно догадаться, что произойдет дальше...

Автор - В. Егоров

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
T
X
B
i
d
t
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.