Жан Роллен - Потерянные в Нью-Йорке

В поледние дни я не очень хорошо вижу. Мои глаза измотаны. Только лишь мои руки зрячи. И я не знаю, открыты ли её глаза, полузакрыты или же закрыты вовсе. Время и её нещадно потрепало. Всё потрёпано, как эти белые лошадки на каруселях в парке. Окрашеная карусель, где все лошадки белые, где все они - одинаковые, все они плывут по кругу. У всех у них одинаково открыт рот. Это очень дешёвая карусель, без цветных огоньков, без какого-либо орнамента, безо всякой подсветки. Она кружится под музыку, и дети на ней тоже кружатся. Кружатся, не слыша криков о помощи, доносящихся из немых и неподвижных ртов белых лошадок.

Она как распятая Богиня, с широкими объятиями. Она смотрит на меня. Хотела бы я увидеть её маленькой девочкой, какой она была когда-то. Девочкой из угольного региона на самом севере Франции. Маленькая волшебная девочка, которая бы путешествовала во времени. Не забуду этот образ никогда.

Кажется, был какой-то праздник. Воскресение. Карусель вертелась по кругу, я пошла в старую церковь. Там, в саду у церкви, стояла эта волшебная девочка. Она ждала меня. Она плакала.

- Почему ты плачешь?

- Потому что со мной никто не играет

- Я поиграю с тобой. Как тебя зовут?

- Мари. А ты - Мишель, верно?

- Откуда ты знаешь?

- Богиня Луны знает всё. Она волшебница

- Можно посмотреть? Она и в правду выглядит как луна, такая же круглая

- Ты бы хотела отправится в путешествие с Богиней Луны?

- Конечно

- Тогда следуй за мной. Хочешь попасть в книгу?

- Как?

- Смотри

Богиня Луны забирала нас внутрь альбома, что лежал открытым у нас на коленях. Книга превращалась в театр. Театр, где сбываются мечты. Мы отправились в путешествие, где можно было пройти сквозь зеркало. Именно здесь исчезли девушки из "Пикника у висячей скалы". Здесь встречаются Эррол Флинн и Мишлин Прель в "Приключениях капитана Фабиана". Здесь лодка Стюарта Грейнджера уносит его прочь от Мунфлита. Сквозь крыши мы направлялись к месту, куда шли дети-бунтари в фильме "Ноль за поведение", куда голуби вели Эдит Скоб в "Глазах без лица". Туда, где влюбленные в "Черной полосе" танцуют на краю дороги - дороги, по которой уходят Чаплин и Полетт Годар в "Новых Временах".

Мы были молоденькой девочкой с белым зонтиком, которую лишь краем глаза заметил Эверет Слоун в "Гражданине Кейне". Мы были каждой маленькой девочкой на картине в "Смертельной поездке". Были странным цветком, что рос на месте, где умерли Дженифер Джонс и Грегори Пек в "Дуэли под солнцем". Мы были внутри музыкальной шкатулки в "Живой мёртвой девушке". Стояли под заброшенным виадуком, по которому шли обезумевшие любовники в "Ночи гонимых". Мы были внутри часов, что открываются с приходом ночи в "Дрожи вампиров". Прятались за театральным занавесом в "Обнажённом вампире". Были около стальной решётки, из-за которой на нас смотрела маленькая азиатка в "Тротуарах Бангкока". Мы вальсировали на мосту вместе с  девушками из "Очарования".

Героини каждой мыльной оперы, каждого сериала и каждого эпизода... Мы искали остров, где обитает могучий Кинг-Конг, что прячется от Призрака оперы. Балау, таинственный Доктор Сатана, Королева джунглей, господин Ланж и Аризонский Джим, Рокамболь и Сэр Вильямс.

- Куда ты хочешь отправиться теперь?

- Если бы мы были подростками, то пошли бы прогуляться. Пошли бы на пляж, точно. И нашли бы Богиню Луны. Она бы унесла нас прочь

- Куда бы она нас унесла? Куда?

- Она бы унесла нас в Нью-Йорк. Наверное, она могла бы это сделать

- Ты видишь небоскрёбы? Бруклинский мост? Китайский квартал?

- Смотри! Я вижу

- Может быть, ты тоже маленькая фея

- Сколько нам лет?

- Много. 23, как минимум

- Мы гуляем по пляжу?

- У самой морской воды. Видишь, вон там? Под утёсом. Похоже на галечный пляж. Ты слышишь крики чаек?

- Да, я слышу чаек

- И утёс ты тоже видишь?

- Да, вижу

Я не знаю, как мне без неё жить, без Мари. Я не могу вспомнить. Неожиданно, это было словно волшебство. Мы были на фотографиях. Мы могли управлять каждым персонажем. Словно мы были книгой или журналом о путешествиях. Мы были воплощением приключений, приключений на море и на суше. Где реальность? А где сон? Я думаю, там был утёс. И было море. Чайки кричали очень громко.

Намечался очень странный балет, где декорации рушились друг о друга, где разнилось всё - возраст, места, персонажи под апатичным взглядом волшебника, который заставляет статуи появляться в дверях, ведущих в тайны неизвестности. Раньше, или, может быть, позже, или, возможно, прямо сейчас, две маленькие девочки нырнули в книгу и всплыли двумя очаровательными созданиями, мечтающими о небоскрёбах Нью-Йорка и Бруклинском мосте.

Они обнаружили себя в загадочном мире, где все фантазии становились явью. Звуки моря, шум гальки в приливе волн, крики чаек... Всё это остаётся в их сознании, когда они смотрят на здания Нью-Йорка, его улицы, толпы людей, невероятный размах этого города.

Но волшебство, упраздняющее пространство и время, разделяет их. Мари и Мишель бегут навстречу друг другу, всё больше погружаясь в тайны улиц Нью-Йорка, его зданий и кварталов. Вот китайский квартал "Сломанных побегов", где всё ещё чувствуется присутствие тени доктора Фу Манчу или Реда Барри.

Внезапно странный силуэт начинает следовать за ними по пятам. Они должны бежать, уходить из города, ибо он поглощает их, словно огромные руки, преграждающие пути к отступлению.

Мари и Мишель, наверно вы никогда не переставали быть маленькими девочками, читающими книгу. Возможно, ваши сущности по-прежнему витают на этом пляже. Или, может быть, вы бежите сквозь весь Нью-Йорк, отчаянно надеясь найти друг друга.

Когда день окутывается сумерками, приходят часы волшебства. Красивое пришествие, более роскошное, чем наступление ночи - появление бледнолицей женщины-вампира, которая появляется в Нью-Йорке по ночам.

Это сон во сне.

Тот же сон, в то же время, для Мари и Мишель. Во сне Мари появляется красная роза. Во сне Мишель - белая роза. На рассвете фантазии умирают. В одиночестве, повисшем над Нью-Йорком, Мари и Мишель жаждут друг друга. Высоко над городом их души ищут друг друга.

Помните двух маленьких девочек? Богиня Луны унесла их в Нью-Йорк, потом в Рим, в Токио. И в этих призрачных городах мечты две маленькие девочки играют в прятки.

- Скользи в моё сознание. Слушай

- Я слышу шум моря. Я слышу крики чаек

- Продолжай искать. Присмотрись. Присмотрись у меня в голове

- Я вижу птиц и волны. Я вижу и слышу через твою голову, твои глаза и твоё сознание. Я чувствую через твое тело. Я это ты.

Теперь мой черед проникнуть тебе в голову. Через твои глаза я вижу здания Нью-Йорка, что по другую сторону реки. Ты окружена течением. Я вижу твои путешествия, когда ты ищешь меня, твой полёт во времени и пространстве, в каждом городе, каждой стране. Я управляю лодкой, в которой ты плывёшь.

На горизонте приближается Нью-Йорк. Послушай завывания городских сирен. Каким-то образом я существую в этом Нью-Йорке. Я всегда буду прятаться в уголке твоего сознания и ты всегда сможешь меня найти. Я буду там каждый раз, когда ты будешь закрывать глаза. В твоих закрытых глазах, на сетчатке твоих глаз.

Волшебство срабатывает лишь единожды. Где ты, Мари? Почему из путешествия вернулась только я одна?

С тех самых пор мой дух в маске бродит по пляжу, и по мосту за силосным зернохранилищем, и в саду у старой церкви, где были мы, маленькие волшебницы, две очарованные девочки. Ландшафт опустел. Актеры разбрелись, Бог знает куда. Я совсем одна, и единственным доказательством нашего путешествия является статуэтка Лунной Богини. Жалкий кусок дерева!

Я жду. Я подожду, когда однажды, возможно, другой волшебник даст мне иную Богиню, и наше путешествие сможет возобновиться, путешествие Мари и Мишель. Мари, это ты зовешь меня? Это твой знак мне? Жди меня! Я иду.

- Мари.

- Да, Мишель?

Скоро наступит прилив. Он приближается, прокладывая ползком свой путь. Скоро он будет здесь.

- Мари, у нас будет время? Время для маленьких девочек-волшебниц?

- Ты ведь помнишь? Мне кажется, было очень ветренно

- Был яркий белый свет. Очень белый

- Наверное, было лето

- Нет, не лето. Был тот же день, что сегодня.

Осенний период, когда наступает время приливов. Мишель - маленькая девочка с севера Франции. Она выросла в угольном регионе, где кирпичи ярко-красного цвета. Мари - маленькая деревенская девочка. Сентябрьская холодная глина под ногами. Мишель уснула в силосном зернохранилище - том, что на обложке журнала о путешествиях. Ей снится, что они уже выросли. На пляже они находят волшебную статуэтку, которая уносит их, охватывает их, пускает в новое путешествие. Продолжительное путешествие.

- Мишель, время пришло

- Время пришло?

- Да, именно. Прилив почти начался, продолжим же наше путешествие

- Мы снова отправимся в путь?

- Да, навсегда. Мы никогда не вернёмся

- Куда мы направляемся?

- Смотри! Утёс обломился. Сейчас он стал похож на большой рот

Тропа, по которой пошли Мишель и Мари, теперь запечатана навсегда. По ней ты отправляешься лишь раз, чтобы не вернуться никогда.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Прим. автора сайта: Этот текст сделан на основе русских субтитров к фильму Жана Роллена Perdues dans New York / Lost in New York (1989). Я внёс небольшие правки, по большей части - косметического характера. Надеюсь, авторы перевода простят мне эту вольность.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7
U
M
x
p
f
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.