Тони Аллен - «И не о ком в графе ставить галочку»

Tony Allen   Photo by Bernard Benant

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

30 апреля 2020 года умер великий барабанщик Тони Аллен. В последнее время он был занят подготовкой совместного альбома с африканским трубачом Хью Масекела. Основу пластинки составили архивные записи Аллена и Масекела, умершего в 2018 году. Тони обновил и заново переписал для альбома свои партии ударных. Пластинка «Rejoice» вышла весной 2020 года, в рамках промо-кампании Аллен успел раздать несколько своих последних интервью.

В одном из них Эмма Финаморе попросила Тони составить список самых важных лично для него песен и прокомментировать выбор каждого трека. Хит-парад от Тони Аллена получился весьма пёстрым и познавательным. При этом перед глазами постоянно маячит Дэвид Бирн, который на похожую просьбу когда-то ответил: «Завтра мои вкусы наверняка изменятся, но сегодня это ... ».

Всё же есть в этом списке лёгкий привкус необязательности навроде «Что первое вспомню, то и назову. Нам, гениям и небожителям, простительно». Десятая позиция осталась незаполненной - возможно, Тони решил подумать об этом завтра. Дама с косой внесла свои коррективы, теперь список Аллена уже не перепишешь набело. «Завтра» для титана афробита, увы, не наступило.

Перевод и компиляция - Доктор Уильям С. Верховцев

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Art Blakey & The Jazz Messengers - The Drum Thunder Suite (1958)

Gil Scott-Heron - The Revolution Will Not Be Televised (1971)

Serge Gainsbourg & Jane Birkin - Ballade de Melody Nelson (1971)

Tunji Oyelana - Ojo (1974)

Fela Kuti & Africa 70 - Expensive Shit (1975)

Hugh Masekela - Lady (1985)

Miles Davis - Tutu (1986)

The Good, The Bad & The Queen - Lady Boston (2018)

Tony Allen & Hugh Masekela - We've Landed (2020)

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Art Blakey & The Jazz Messengers - The Drum Thunder Suite (1958) Диск «Moanin'», на котором звучит эта вещь, - альбом барабанщика, понимаешь о чём я? Ну а Арт Блейки мой кумир на все времена. Недавно я записал трибьют Арту и сделал там свою версию «The Drum Thunder Suite».

Gil Scott-Heron - The Revolution Will Not Be Televised (1971) Джил Скотт-Херон был поэтом до кончиков ногтей. В этом треке он говорит, что от революции не спрятаться, нанюхавшись кокса, революцию не покажут в телевизоре на повторе. Революция будет жить на улицах.

Serge Gainsbourg & Jane Birkin - Ballade de Melody Nelson (1971) Генсбур - это прежде всего голос. Он невероятен. Серж никогда не срывался на крик, но голос его подминал под себя всё пространство вокруг. Генсбур не похож на певца в обычном понимании этого слова, он просто обладает талантом расставлять нужные слова по правильным местам - и делает это как никто другой. Этому нельзя научиться, настоящие мастера просто знают, где, что и как должно быть.

Генсбур мог петь что угодно, всё равно он раз за разом срывал банк. Когда в восьмидесятые я очутился во Франции, Серж играл рэгги в окружении парней с Ямайки и выглядел он нереально круто. Я вообще ничего о нём не знал и поэтому лез ко всем знакомым музыкантам с вопросами «Кто, чёрт возьми, этот парень?». Генсбур ни на кого не похож, он особенный. Такие люди очень важны для меня.

Tunji Oyelana - Ojo (1974) Мы все - Фела Кути, Тунджи Ойелана, я - росли в Нигерии в одно время. То, что позже назовут афробитом, росло параллельно с нами. При этом манера Тунджи заметно отличалась от того, что делал Фела. Ойелана был и певцом, и комедиантом, и драматургом. Этот парень пел на языке йоруба, и превращал свои концерты в нечто уникальное. В песнях Тунджи не было агрессии, они объединяли людей.

Fela Kuti & Africa 70 - Expensive Shit (1975) Трек родом из старых добрых времён, когда я играл с Фелой. Потрясающая вещь! Жилище Кути день и ночь пасли полицейские, как-то раз они зашли к нему с обыском и увидели огроменный косячище. Фела опередил копов, схватил джойнт и сожрал его! Бедолагу поволокли в участок и стали ждать, когда «вещественные доказательства» выйдут естественным путём. В дело вмешалась мать Фелы Кути, она варила какой-то специальный суп и носила его сыну на свидания. И это сработало! Криминалисты так ничего и не нашли. «Expensive Shit» всегда хорошо заходила на концертах. История создания песни стала широко известна за пределами Нигерии, и публика везде принимала её на ура.

Hugh Masekela - Lady (1985) Вещь из репертуара Fela Kuti and the Afrika 70, которую наш общий друг Хью Масекела записал, когда Фела загремел за решётку. Хью сделал «Lady» по-своему, его версия очень, очень хороша. Позже Масекела рассказал мне, что все деньги, заработанные на продажах от этой песни, он передал Феле Кути, как только тот освободился.

Miles Davis - Tutu (1986) В «Tutu» Майлс в который раз показал всем, кто здесь номер один. Это джаз, понимаешь? И Дэвис всегда будет на вершине, потому что никогда не повторяется. Он мог играть очень сложные вещи, но играть их плавно. Плавно, понимаешь? Сейчас я слушаю много современного джаза и скажу, что трубачи - в том числе и африканские трубачи - пытаются снять манеру игры Дэвиса. Но у них нет той плавности, поэтому в лучшем случае получается копия. Да, иногда она интересная, но это всё-таки копия.

The Good, The Bad & The Queen - Lady Boston (2018) Из всех наших коллабораций с Дэймоном Албарном эта моя самая любимая. Дэймон большой дока по части историй, ему всегда есть что сказать. Что мне особенно в нём нравится, так это пытливый нрав - Албарн любит копаться в истории своей страны, знает её прошлое и настоящее и всегда смотрит в будущее. Он написал «Lady Boston» после Brexit и хотел рассказать, как действует на массы популистская риторика. Дэймон рассчитывал, что песню поймут люди разных возрастов - и старики, и молодёжь. Я очень люблю эту вещь и рад, что принял участие в её записи.

Tony Allen & Hugh Masekela - We've Landed (2020) Альбом «Rejoice» отличается от всего, что я делал раньше. Когда-то мы с Хью захотели попробовать записаться «с чистого листа», то есть вообще без подготовки - мы просто зашли в студию и начали импровизировать вживую. Никаких дублей не было. Я задавал ритмический рисунок, Масекела отталкивался от него и играл соло. Музыка рождалась здесь и сейчас, на записи это прекрасно слышно.

Сессии продолжались два дня, потом мы разъехались каждый по своим делам и забыли про них. Плёнки пролежали в архиве Хью Масекела больше десяти лет и снова всплыли на свет только после его смерти. Было решено закончить альбом, и мне пришлось по-новому записывать свои партии. Получается, теперь уже я подстраивался под игру Хью.

Альбом «Rejoice» - моя дань уважения Хью Масекела, я рад, что он наконец выходит.

Tony Allen     2015     Photo by Ennio Leanza

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • HTML-теги запрещены
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
j
r
n
M
r
2
Введите код без пробелов и с учетом верхнего/нижнего регистра.